«Недавно мой дядя подарил мне две чилийские марки. На одной из них нарисован корабль, на другой — портрет мужчины. Мне удалось узнать, что эти марки были изданы в 1966 году в честь капитана Пардо, который плавал во льдах Антарктики…

Мы с интересом читали статьи о марках, посвященных открытиям этого труднодоступного континента великими исследователями Беллинсгаузеном и Лазаревым, о походе к полюсу легендарного Амундсена. Хотелось бы прочитать в журнале о чилийском полярнике и других смелых людях. Рассказы о них помогут нам составить коллекцию о мужестве первопроходцев, начавших освоение Белого континента и продолжающих ныне штурм самой южной части нашей Земли» (Юрий Мягин, поселок Вырва, Мурманская область).

В этом номере мы выполняем просьбу Юрия Мягина. Напишите нам, о ком вы хотели бы прочитать в материалах новой рубрики «Покорители Белого континента».

Чтобы познакомиться с событиями, послужившими поводом для выпуска двух чилийских марок, о которых просит рассказать в своем письме читатель, нам следует приоткрыть странички летописи полярной филателии и познакомиться с историей покорения Южного полюса в самом начале XX века.

…Это была третья экспедиция Эрнеста Шеклтона в снежные просторы Антарктики… Но, прежде чем пойдет рассказ об этой мужественной эпопее, хочется представить ее главного героя.

Шеклтон родился в Ирландии в 1874 году. Он рано бросил учебу и еще мальчишкой отправился в морское плавание. В двадцатилетнем возрасте Шеклтон почувствовал неудержимую тягу к неприступному Южному полюсу.

Рис. 1

В 1901 году Шеклтону удалось устроиться в экспедицию, которую возглавил известный полярник Роберт Скотт. Корабль «Дискавери» изображен на марке номиналом 36 пенсов, выпущенной Фолклендскими островами в 1953 году. Поскольку экспедиции Скотта и Шеклтона проводили свои исследования в районе, позднее получившем название территория Росс, то вполне естественно, что первые марки этой антарктической «державы», вышедшие в 1957 году, были посвящены им. На марке в 4 пенса (рис. 1) воспроизведены портреты обоих полярных исследователей. (Более подробно о марках антарктической территории Росса рассказывается в 5-м номере журнала «Филателия СССР» за 1972 г.)

Участники экспедиции Скотта прошли к полюсу дальше, чем кто-либо до них, но вынуждены были вернуться из-за плохой погоды. Хотя их бросок к цели оказался неудачным, Шеклтон вернулся в Англию, исполненный решимости продолжить штурм Белого континента.

В 1907 году Эрнест Шеклтон сам становится во главе экспедиции, которая отправилась к полюсу на корабле «Нимрод». Он решил расположить свою базу на восточном побережье ледникового шельфа Росса. Любопытно отметить, что во время этой экспедиции Шеклтон исполнял обязанности почтмейстера. Он взял с собой 24 тысячи новозеландских марок номиналом в 1 пенс, на которых была сделана надпечатка с указанием точки Южного полюса, которой он собирался достичь.

Гигантское нагромождение льдов на пути корабля вынудило Шеклтона разбить лагерь на западной стороне ледникового шельфа Росса. Конверты с марками, приготовленные к отправке из точки, которая на них была указана, так и не удалось отправить в Англию. Однако их считают первыми марками, выпущенными специально для использования на территории далекого Белого континента.

9 января 1909 года Шеклтон и его спутники достигли точки, расположенной в районе 88° 23′ южной широты. Хотя до полюса оставалось всего 97 миль, однако отряду Шеклтона вновь пришлось вернуться на базу, так как кончились припасы. Несмотря на вторую неудачу покорить Южный полюс, второму отряду участников экспедиции все же удалось 16 января 1909 года достичь Южного магнитного полюса. Эта группа исследователей воспроизведена стоящими у магнитного полюса на марке номиналом в 5 пенсов, выпущенной Австралийской антарктической территорией в 1959 году. Кстати, стоит отметить, что первоначально номинал марки намечался в 4 пенса, но затем его повысили на 1 пенс.

В связи с этим сделали необычную двухцветную надпечатку с указанием нового номинала. В 1961 году марка издается вновь, причем ее новый номинал — 5 пенсов — на этот раз был выгравирован.

Мечте Шеклтона первым достичь Южного полюса не суждено было сбыться. 14 декабря 1911 года весь мир облетела весть о том, что норвежский исследователь Роальд Амундсен вышел к отметке 90° южной широты! В связи с этим Шеклтон пересмотрел свои цели. Он решил стать первым человеком, который пересечет Антарктиду.

Рис. 2

В третью экспедицию Шеклтон отправился в 1914 году на корабле «Эндьюреис». Событиям этой самой трудной экспедиции Шеклтона почтовая администрация посвятила серию марок Южной Георгии в начале 1972 года. Рисунки на марках раскрывают суровую обстановку испытаний, выпавших на долю первооткрывателей. На марке Южной Георгии номиналом в 1,5 пенса корабль «Эндьюреис», затертый льдами моря Уэддела. Здесь уместно вспомнить, что этот же момент ледового плена в несколько ином виде изображен на марке номиналом в 9 пенсов, выпущенной в 1953 году на Фолклендских островах (рис. 2). Когда льды начали затирать судно и стало ясно, что гибель корабля неизбежна, Шеклтон решил двинуться по морским льдам к Южным Шетландским островам. Участники экспедиции захватили с собой съестные припасы и три лодки, что находились на корабле. Передвигая волоком лодки и снаряжение, отряд через несколько месяцев наконец добрался до острова Элефант. Часть отряда осталась здесь, чтобы зазимовать, а шесть человек во главе с Шеклтоном на лодке отправились на остров Южная Георгия. На марке серии 1972 года номиналом в 5 пенсов показан Шеклтон, его команда и лодка. Карта, изображенная на марке номиналом в 10 пенсов, показывает, что отряд достиг южного побережья Южной Георгии. Однако необходимая им китобойная стоянка Грютвикен находилась на се­верном побережье острова. Не ри­скуя вновь выходить в открытое мо­ре, Шеклтон решил добраться до стоянки по суше. Этот последний бросок Шеклтон и его спутники предприняли, чтобы спасти остальных членов экипажа, оставшихся на острове Элефант.

С огромным трудом им удалось достичь, наконец, безопасного ме­ста — китобойной базы Грютвикен. Отсюда сразу же вышли корабли на остров Элефант. Попытки трех кораблей пробиться к острову ока­зались безуспешными, и только чилийскому кораблю «Йелчо» удалось это сделать. 28 августа 1916 года все остальные участники экспедиции были подняты на борт парохода, которым командовал чилийский ка­питан Пилото Пардо. В связи с 50-летием этого события почта Чили в   1966 году  и  выпустила две  марки.

Рис. 4

Хотя Шеклтон был подавлен неудачной попыткой достичь полюса и пересечь Антартику, а здоровье его было серьезно подорвано прежними путешествиями в царство вечных льдов, он вновь собрал средства для экспедиции к южным широтам. На этот раз Шеклтон снарядил корабль «Куэст» и направился к югу с целью провести широкие океанологические исследования. Однако в пути он тяжело заболел и 5 января 1922 года умер в Южной Георгии. На марке (рис. 4) в 20 пенсов уже упоминавшейся нами серии изображены Эрнест Шеклтон и корабль «Куэст». Шеклтон был похоронен в Грютвикене, и его могила изображена на марке номиналом в 2 пенса, выпущенной Южной Георгией в 1963 году. О последней экспедиции замечательного исследователя рассказывает серия марок, вышедшая в 1971 году в Тристоне-да-Кунье. Несмотря на кончину Шеклтона, «Куэст» продолжал свой путь и прибыл к острову Элефант, где 6 лет назад произошли героические события.

Рис. 3

Именем мужественного полярника назван ледокол, входящий в состав Британской антарктической экспедиции. В течение многих лет ледокол «Шеклтон» бороздит ледяные просторы Антарктики. Его изображение мы видим на марке Британской антарктической территории номиналом в 10 пенсов (рис. 3).

Б. Борисов. Десант в царство вечных льдов. “Филателия СССР”. 1973. №2 (стр. 24-25)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.