На международных выставках «К звездам-91» в Москве и «Лилиенталь-91» в Дрездене ряд необычных филателистических материалов привлекал внимание коллекционеров. В первую очередь это почтовые марки СССР с перевернутой надпечаткой «Космическая почта», отправления со специальным штемпелем г. Киева в день полета Ю. Гагарина 12 апреля 1961 года, ряд конвертов космической почты, в том числе со штемпелями почтового отделения в Байконуре, и отправления «специальной воздушной почты» Москва — Байконур — Москва 13 апреля 1991 года, которые предлагались доверчивым филателистам как редкость. На самом деле коллекционеры в очередной раз столкнулись с появлением множественных макулатурных поделок, а также фактических подделок космической почты СССР.

Для убедительности такие филматериалы при реализации за рубежом снабжаются так называемыми «сертификатами достоверности». Кстати, не имеющими отношения ни к Международной ассоциации филателистических экспертов, ни к официальной экспертизе Союза филателистов. Таким образом, многие коллекционеры разных стран, доверившись внешней авторитетности сопроводительных документов и заплатив внушительные суммы, получили макулатурные изделия или, в лучшем случае, коммерческий филателистический материал, не имевший истинного почтового прохождения. Естественно, экспонат, в который включен такой материал, не может претендовать на высокие награды всемирных и международных выставок ФИП и ФИСА. В связи со сложившейся ситуацией вице-президент ФИП Т. Дахинден, председатель астрофилателистической группы аэрофилателистической комиссии ФИП мадам Б. Бахман и вице-президент ФИСА А. Ньювол обратились к Союзу филателистов СССР с запросом об официальном разъяснении происхождения подобных филателистических материалов.

На выставке «К звездам-91» в экспонате, претендовавшем на Гранпри, оказался лист почтовых марок СССР с фальшивой перевернутой надпечаткой «Космическая почта». Как выяснилось в беседе с его владельцем, лист получен из Бельгии, куда попал из нашей страны с самыми солидными заверениями о якобы большой редкости. Жюри получило разъяснения официального представителя Министерства связи СССР о том, что техника изготовления этих марок полностью исключает какую-либо возможность появления подобного рода ошибки.

И это не единственный случай. Здесь же, на выставке, в ряде экспонатов достаточно высокого уровня были конверты многих полетов советских космонавтов, изготовленные и распространявшиеся объединением «Международная книга». Для их оформления использовали дубликаты официальных штемпелей, которые никогда не были ни в космосе, ни на Байконуре. К их числу относятся конверты полетов по программе «Интеркосмос»: СССР — ЧССР Салют-6/Союз-28 10.03.78; Салют-6/Союз-29 03.09.78; станции Салют 05.07.78; Союз Т-2 09.06.90; СССР— Франция орбитальной станции «Мир» 21.12.88 и ряд других, в том числе неоднократно описанные ранее на страницах «Филателии СССР». Безусловно, оценки этих экспонатов снижены как за качество филматериалов, так и за недостаточные филателистические знания их владельцев.

Бортовой оригинал штемпеля космического полета СССР—ЧССР (применялся на Московском почтамте)

«Произведение» «Межкниги» с дубликатом штемпеля на Земле

Оригинал штемпели космодрома Байконур

Оригинал киевского штемпеля «Полет Гагарина» (без точек)

«Удивили» аэрофилателистов и два номерных конверта «специальной воздушной почты» Москва — Байконур — Москва (13 апреля 1991 г.). Судя по штемпелям, почту для этих полетов должны были принимать либо на выставке «К звездам-91», либо в отделении связи Г-34 не позднее 16 часов. Однако ни в одной из этих точек «специальную воздушную почту» в указанный срок не принимали. В центральное правление Союза филателистов СССР были позже написаны заявления за подписями командиров кораблей Ту-134 (бортовые номера 65720 и 65719). В них утверждалось, что все аэрограммы получили в самолетах отметки специальными непочтовыми штемпелями, якобы удостоверяющими их доставку воздушным транспортом. Солидное, на первый взгляд, подтверждение аутентичности этих филателистических материалов содержит собственное опровержение в самом тексте. Дело в том, что согласно действующей инструкции почту для доставки самолетом передают в опломбированных мешках. Работники непочтовых служб доступа к этой корреспонденции иметь не должны. Наконец, согласно справке из Министерства гражданской авиации СССР, самолет Ту-134 А (бортовой номер 65719) в указанное в заявлении время находился в другом месте. Не много ли противоречий, заставляющих усомниться в подлинности « специальной воздушной почты»?

На выставке в Дрездене два специальных стенда демонстрировали продукцию объединения «Международная книга» с оригинальными «Сертификатами достоверности», подписанными генеральным директором В/О А. Я. Белостоцким и начальником Главкосмоса СССР А. И. Дунаевым. В одном из них, от 16 мая 1989 года, удостоверялся «порядок» отправки корреспонденции»: гашение 15-коп. марки 2 января 1989 года штемпелем первого дня на Московском почтамте и гашение карточки 16 марта 1989 года специальным почтовым штемпелем космодрома Байконур. Кроме того, в сертификате указано, что на карточку наклеены две специальные марки для оплаты космической почты номиналом по 1 руб. Уместен вопрос гарантам, подписавшим сертификат: знакомились ли они с действующими правилами приема, оформления и доставки почтовой корреспонденции в нашей стране? Скорее всего, что нет. Иначе вряд ли текст сертификата так явно подчеркивал бы коммерческо-спекулятивный характер происхождения удостоверяемой корреспонденции. Думаем, что ни один рядовой гражданин не имел возможности свободно отправить 2 января 1989 года с Московского почтамта корреспонденцию с космическим кораблем «Прогресс-41» на станцию «Мир». А именно это условие является обязательным, чтобы считать почтовые отправления официальными, а не коммерческо-спекулятивными. Не говоря уже о том, что штемпель Байконура являлся дубликатом, который в период его применения не был на космодроме.

И последнее. 12 апреля 1961 года в день полета Ю. А. Гагарина на Киевском почтамте применяли для гашения корреспонденции специальный памятный штемпель. За прошедшее время такая корреспонденция стала достаточно редкой, чтобы украсить экспонаты высокого уровня. Выявлено несколько разновидностей этого штемпеля неизвестного происхождения. В связи с тем, что возникли сомнения в подлинности этих вариаций, было проведено расследование обстоятельств использования оригинального штемпеля. В нем приняли участие украинские филателисты и почтовые работники, имевшие непосредственное отношение к этому событию. По их свидетельству дело обстояло следующим образом.

  • Оригинал киевского штемпеля «Полет Гагарина» (с точками)
  • Фальсификат киевского штемпеля «Полет Гагарина» (без точек, тип I)
  • Фальсификат киевского штемпеля «Полет Гагарина» (без точек, тип II)
  • Фальсификат киевского штемпеля «Полет Гагарина» (с точками)
  • «Произведение» «Межкниги» с дубликатом штемпеля Байконур

Штемпель был заранее заготовлен методом травления на пластине Киевским отделением Всесоюзного общества филателистов без указания даты. После объявления о полете срочно отгравировали дату и, получив разрешение из Москвы, передали пластину для использования на почтамт. Никаких дубликатов штемпеля не существовало. Пластина была укреплена двумя винтами на основании с рукояткой. За время использования винты ослабли и стали оставлять следы при гашении.

Их подтянули. В течение дня без каких-либо специальных ограничений применяли как черную, так и красную мастику. В настоящее время можно констатировать наличие следующих типов фальсификатов этого материала: заказные уведомления о вручении, отправления с фальсифицированным штемпелем без точек от винтов и отправления с фальсификатом штемпеля, имеющим две точки. Похоже, что первые написаны одной рукой. Чаще всего в качестве адресата фигурируют Бережаневский (прочтение предположительное), редакции «Правда Украины» и «Сельские вести». Наиболее характерными признаками этого фальсификата являются «горбатые» цифра «4» и буква «У». Второй и третий типы фальши имеют значительные различия в размерах и написании шрифта текста, а также в деталях рисунка.

Аттестат заверки подлинности конверта космической почты с оригиналами штемпелей, поставленных на борту космической станции

Приватная поделка «специальной воздушной почты»

Напоминаем отечественным и зарубежным филателистам, что единственной надежной гарантией подлинности описанного коллекционного материала, т. е. его качества, является сертификат, который выдается официальной экспертизой. Цена такой гарантии значительно ниже тех цен, которыми при продаже пытаются гарантировать аутентичность астро- и авиапочтовой корреспонденции СССР ее различные распространители. Согласно ежегоднику Международной ассоциации филателистических экспертов, проверку подлинности космической почты могут осуществлять лишь А. Болаффи, а также М. Липшюц и 3. Микульский, являющиеся генеральными экспертами по русской филателии. В нашей стране такую официальную заверку филателистического материала с выдачей сертификата производит комиссия по систематизации и экспертизе Союза московских филателистов (101000, Москва, Армянский пер., 13 или 119146, Москва, а/я 443). В проведении экспертизы участвуют ведущие эксперты и консультанты астро- и авиафилателии Союза филателистов России.

В. Притула. Цена гарантии качества. «Филателия». 1992. №7 (стр. 19-23)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.