Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Газетные марки

В. Хохлачев. Газетные марки. "Филателия СССР". 1978. №12. Стр. 55-57

В сдвоенном № 8-9 журнала "Советский коллекционер" за 1930 год на странице 230 я прочитал следующее сообщение:

"На одном из заседаний Академия филателии постановила учредить ежегодную премию для филателистической литературы в размере 1000 франков. На 1929 год предложена была тема: "Газетные марки Франции".
    Это сообщение было для меня вдвойне интересным. Ибо по профессии я - журналист, а по увлечению - коллекционер.
     Итак, что же это такое - газетные марки! Что известно о них сегодня, спустя почти полвека после того, как ими заинтересовалась парижская Академия филателии!

 

ПЕЧАТНЫЙ СТАНОК В РОЛИ ПОЧТОВОГО ШТЕМПЕЛЯ

Известно, что периодическое издание - представитель тех немногих видов почтовых отправлений, которые путешествуют по земному шару в основном без марочной франкировки.

Сегодня, когда ежедневный тираж газет в мире составляет около 400 миллионов экземпляров, нам уже трудно представить, что еще в прошлом веке для пересылки каждого газетного номера требовалось наклеивать на него почтовую марку соответствующего номинала. Можно лишь догадываться, каким поистине адским был труд прежних связистов, неустанно, с утра до ночи стучавших по газетным кипам ручным штемпелем.

И так продолжалось до тех пор, пока люди не догадались внедрить предварительное механизированное гашение знаков почтовой оплаты. Причем, в некоторых странах было найдено весьма оригинальное решение. Например, во Франции и Австрии издательствам разрешили сначала наклеивать на чистый газетный лист почтовую марку за предстоящую пересылку одного номера, а уж затем печатать газетный текст. Для того же, чтобы типографское гашение было более заметным, марку наклеивали в верхней части листа, где "штемпелем" служили, как правило, жирные заголовочные литеры.

Почтовые марки со столь своеобразными надпечатками многие филателисты предпочитают собирать вместе с газетными номерами. В кляссерах коллекционеров такие марки экспонируются на вырезках (фрагментах) из газет.

 

ЗНАКИ МЕРКУРИЯ

Однако наклеивать обычные марки на газеты было не всегда выгодно. Потому, например, в Австрии, где плата за пересылку газет была ниже, чем за доставку писем, пришлось подумать о введении специальных марок для периодики. В частности, декретом от 12 сентября 1850 года был предусмотрен выпуск голубых "газетных" марок; следующим декретом, от 3 декабря,- желтых и розовых.

На каждой из трех марок, отличавшихся только цветом, была изображена голова Меркурия. Именно под этим именем почитали римляне заимствованного из древнегреческой мифологии бога Гермеса (Гермия, Эрмия). Покровитель пастухов, купцов и путников Гермес-Меркурий был одновременно посланцем Олимпа, разносившим приказы и вести от богов по всему свету. Таким образом, рисунок австрийских газетных марок был весьма символическим. Ведь к тому времени Меркурий, нередко изображавшийся с крылышками на ногах, стал в европейской литературе синонимом слова "вестник".

1 января 1851 года марки для пересылки газет были введены по всей Австрийской империи. Поскольку ни на одной из них не был указан номинал, их можно было употреблять в Вене, Ломбардии и в Венеции. Эти марки нельзя было купить на почте, они продавались только газетным издателям. О номинальной же их стоимости говорил цвет. Например, голубой "меркурий", предназначавшийся для пересылки одного экземпляра газеты, шел по цене в 1 гульден (60 крейцеров) за сотню. Тираж этих марок составил 12 миллионов штук. Желтый "меркурий" служил оплатой свертка из 10 газет и розовый - для пересылки пакета с 50 газетами.

Но эти номиналы не прижились. В самом деле, редко приходилось отправлять подписчикам сразу по несколько номеров изданий. Естественно, что наибольшее хождение получил голубой "меркурий". Так что уже на следующий год австрийская почтовая администрация вынуждена была пойти на уценку самой дорогой и непопулярной - розовой марки и приравнять ее к голубой. В итоге 30-крейцеровая марка стала стоить всего 0,6 крейцера.

Спустя четыре года пришлось уценить еще и желтого, шестикрейцерового "меркурия". Дело в том, что подпольные фальсификаторы научились перекрашивать голубого "меркурия" в желтый цвет. Поэтому все запасы желтых марок вместе с розовыми были распроданы по цене 0,6 крейцера. Вместо этого было отпечатано 300 листов коричнево-красной (киноварной) марки стоимостью 6 крейцеров для пересылки 10 газет.

...Вскоре после того как все "меркурии" были изъяты из обращения и их остатки сожжены, газетные марки стали филателистической редкостью. В свое время, когда они были в ходу, об их коллекционировании всерьез не задумывались. А сегодня австрийские "меркурии" отнесены к так называемой филателистической классике.

Раритетом стал киноварный "меркурии", который наклеивали на пакеты и мешки с газетными пачками, а потом уничтожали вместе с упаковкой. Самыми дешевыми марками заклеивали бандероли. Недаром считанные экземпляры уцелевших до наших дней киноварных "Меркуриев" оцениваются теперь по 55 тысяч франков за штуку.

Что же касается первой ласточки газетных марок - голубого "меркурия", то несколько лет назад он стал темой сообщений информационных агентств, газет и журналов большинства стран мира. 17 марта 1970 года произошла филателистическая "кража века" - из Почтового музея в Праге исчез уникальный блок из 80 марок стоимостью около 250 тысяч долларов. Лишь с помощью Интерпола и филателистических центров вскоре удалось напасть на след похитителей и вернуть драгоценного "меркурия" в музей.

 

ШТЕМПЕЛЬНАЯ ПОЩЕЧИНА

Через 14 лет после того, как появились первые австрийские "меркурии", США поразили мир марками-гигантами. В 1865 году вышли одновременно три американские газетные марки, на одной из которых, достоинством 5 центов, был помещен портрет первого президента Джорджа Вашингтона, на другой (10-центовой) - выдающегося просветителя Бенджамина Франклина и на третьей (25-центовой) - великого гражданина Америки Авраама Линкольна.

Рекордный размер марок (10х5,5 см) вызвал необходимоть изобретения особого способа их гашения. Отказавшись от штемпеля-великана и не придумав ничего лучшего, почтовики макали в чернила кисточку и делали ею мазки по лику знаменитостей.

Наконец, сами же американцы поняли, что со своей гигантоманией они зашли слишком далеко, задев патриотические чувства и филателистические интересы соотечественников. Так что одновременно с повторным тиражом этих марок в 1875 году США выпустили и новую серию, нормальных размеров, но высоких номиналов - по 60 долларов. На этих марках, также предназначавшихся для пересылки газет, были изображены аллегорические фигуры. Спустя 20 лет вышла самая дорогая американская газетная марка - достоинством 100 долларов.

В июле 1898 года выпуск знаков почтовой оплаты за пересылку периодической печати в США был прекращен.

 

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ НАКЛЕЙКИ

Особый интерес представляют газетные марки буржуазной Чехословакии. В 1918 году администрация заново организуемой почты, которая еще была не в состоянии осуществлять стандартные эмиссии знаков почтовой оплаты для газет, разрешила издателям изготовлять собственные наклейки для франкировки рассылаемых ими периодических изданий.

Печатались такие марки зачастую на пишущих машинках. Вверху помещалось название газеты, в центральной части располагался текст, не превышавший четырех строк. Надпись окаймлялась простой или узорчатой рамкой. Современная филателия располагает сведениями по крайней мере о 22 чехословацких газетных марках такого типа.

В книге английских авторов Л. и М. Уильмсов "Почтовая марка, ее история и признание", в частности, приводится характеристика марок газет "Narodni Politika" и "Nasinec": "Самый сложный рисунок был у газеты "Народни политика". Он состоял из широкого креста в центре, с орнаментом вокруг него, названия газеты вверху и слова "гратис" (бесплатно) внизу. Все это было окаймлено рамкой из двух линии. Издатель газеты "Нашинец" из Оломоуца печатал свои марки в негативном изображении: черной краской на цветной бумаге, а иногда - красной или коричневой краской на белой бумаге. Эти марки, сохранившиеся на газетных обертках, встречаются исключительно редко.

Однако эти самоделки просуществовали недолго. Уже в том же 1918 году вышли в свет официальные газетные марки. На первом стандартном выпуске был изображен голубь с распростертыми крыльями - воспроизведение оригинала профессора Мухи. Газетные марки Чехословацкой республики оставались в обращении вплоть до конца второй мировой войны.

Итак, "меркурии", "великаны", "самоделки", "голуби"... Исчерпывается ли этим скупым перечнем список всех известных нам газетных марок? Где еще, кроме Австрии, США и Чехословакии, применялись специальные знаки оплаты за пересылку периодических изданий?

Широкое распространение получили они во Франции, где выпускались на протяжении 1868-1884 годов. Известны также сербские газетные марки.

Кроме того, к газетным маркам примыкают и некоторые другие разновидности почтовых эмиссий.

Например, так называемые расчетные марки. В США, где они были в ходу в 1875-1890 годах, их наклеивали на сопроводительные почтовые документы, а в Аргентине, где они применялись значительно позже, в 1892-1925 годах, их возвращали отправителю на квитанциях. Первые оставались, таким образом, на почте, другие - в издательстве.

Несколько других категорий газетных марок родились на их родине - в Австрии. Среди них значительное место занимают налоговые, с помощью которых взималась определенная такса, нечто вроде таможенной пошлины на иностранные газеты в 1853 году в Модене (Северная Италия), а также налог на печатание и на бумагу в 1868-1900 годах в Венгрии. Были еще в Австрии выпущены в 1880 году так называемые марки для доставки газет почтой в своем районе.

Наконец, филателисты причисляют к разряду примыкающих к газетным марки для пересылки документов по сниженному тарифу (США), книг (Мексика, Чили), рекламных изданий (Чехословакия).

Интересно, что история некогда распространенных необычных знаков почтовой оплаты завершилась там же, где и началась,- в Австрии. В 1954 году здесь вышла последняя марка из того племени, родоначальником которого был голубой "меркурий". С тех пор они не выпускаются нигде в мире, так как доставка огромного количества газет стала повсеместно оплачиваться обычными почтовыми марками или по договорам.