Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Как снять наклейки

В. Попов. "Как снять наклейки". "Филателия СССР", 1972, №7, стр. 26

Вопросу реставрации коллекционных почтовых марок посвящено немало исследований и печатных работ. Однако большинство из них отвечает лишь на самые общие вопросы восстановлении марок, оставляя в стороне многие частности, без которых невозможна правильная реставрационная работа. В них, как правило, ничего не говорится об индивидуальных особенностях марок.

Советские почтовые марки, выпускавшиеся в разные годы, отличаются друг от друга как по качеству бумаги и красок, так и по составу клея. Хлопчатая бумага, на которой печатались многие марки, имеет особенность очень прочно соединяться с нанесенным на нес клеем, особенно в тех случаях, когда в клее имеется большой процент желатины. Снятие клея с таких марок довольно трудная задача, так как при этом можно повредить их непрочную ткань.

Краски марок также весьма чувствительны ко всякого рода воздействиям. Все марки, отпечатанные способом глубокое печати, даже при кратковременном погружении в воду теряют яркость красок, рисунок блекнет, бумага разрыхляется. Плохо переносят воздействие воды и марки, отпечатанные на офсете. Марки, исполненные типографским и литографским способами, отпечатанные методом авто- и фототипии, устойчивы к воде, а еще более - сделанные способом металлографии на плотной бумаге.

Особую осторожность следует соблюдать при работе с марками, изготовленными глубокой печатью, на которых изображение имеет лиловые краски. Даже отмывание их от клея со всеми предосторожностями может привести к "просаливанию" краски на оборотную сторону. В частности, это относится к знакам почтовой оплаты № 818 и 822.

Начиная работу по реставрации, не следует забывать о ряде необходимых условий. Рабочая поверхность стола должна быть чистой и гладкой; лучше всего работать на положенной поверх стола полиэтиленовой пленке, под которую помещен лист белой бумаги. Пинцет должен быть с закругленными, не острыми краями, без бугров и впадин, ибо размокшая марка очень легко повреждается. Желательно пользоваться для их отмывания и для приготовления всех растворов дистиллированной водой или в крайнем случае кипяченой. Сырая вода может содержать вредные примеси (хлор и др.).

Снятие наклейки - процедура относительно простая, но, тем не менее, требующая определенных навыков. Некоторые наклейки могут быть сняты так называемым "сухим способом". Это, в частности, относится к довольно широко распространенным в конце 40-х - начале 50-х годов коричневым наклейкам из толстой бумаги. Большинство марок того периода сделано способом глубокой печати на рыхлой хлопчатой бумаге.

Клей образует тонкую пленку, прочно соединяющуюся с бумагой. Следует осторожно, прижимая внешнюю часть бранши пинцета к поверхности марки, отслоить значительную часть наклейки (при этом не повреждается клей). Остатки наклейки удаляются аналогичным способом. Следует помнить, что бранша пинцета должна прижиматься к поверхности, быть параллельной ей и как бы сталкивать наклейку.

Второй, широко применяемый способ снятия наклейки - помещение марки во влажную камеру. Для этого берется чашка Петри, на дно которой положен слой влажного асбеста. Асбест должен быть не мокрым, а именно влажным (марка, положенная на мокрый асбест, может утратить яркость красок), при этом смоченный асбест надо основательно промокнуть фильтровальной бума-гой. Марка кладется рисунком на асбест, чашка покрывается крышкой. Через 3-4 минуты свободный конец наклейки захватывается пинцетом, и она осторожно снимается.

Для марок, в состав клея которых входила желатина, мною испытан еще один способ снятия наклейки. Марка осторожно кладется на поверхность воды (в открытом сосуде) клеевой стороной вниз. Ни в коем случае не следует полностью погружать ее. Через 10-15 секунд она пинцетом снимается с поверхности воды и кладется лицевой стороной на полиэтиленовую пленку, после чего наклейка осторожно удаляется пинцетом.

Преимущество этого способа в том, что лицевая поверхность остается сухой и краска не повреждается. Не следует, однако, держать марку на поверхности воды более 10-15 секунд, так как легко раство-римые компоненты клея (декстрин, гуммиарабик) будут "вымыты" из него и останется лишь желатина, которая при высыхании образует настолько тонкую пленку, что создается иллюзия отсутствия клея.

Иногда наклейка очень плотно соединяется с клеем. Всякая грубая попытка отделить ее может привести к тому, что рыхлая, к тому же отсыревшая хлопчатая бумага расслоится и вместе с наклейкой будет оторвана и ткань марки, после чего образуется тонкое место. В этом случае следует быть готовым к тому, что надо будет удалить весь клей полностью, а наклейку при этом придется снимать как и при "сухом способе" ее удаления - браншей пинцета. Чтобы не вызывать излишнего напряжения ткани марки, тесно связанной с наклейкой, следует "подрывать" наклейку с нескольких сторон, соблюдая при этом большую осторожность.

Что касается снятия наклеек там, где клей содержит незначительные примеси желатины или вовсе не содержит ее, то это практически невозможно, так как даже при весьма незначительном смачивании клей растворяется и на месте наклейки образуется лишенный клея участок. В этом случае лучше отмыть марку от клея и затем его восстановить.

Все предлагаемые методы отработаны и проверены автором лично. Но прежде чем применять их на ценных марках из своей коллекции, начинающему реставратору следует "набить руку" на испорченных, малоценных, потому что, несмотря на кажущуюся простоту, все описанные действия требуют определенной сноровки.