Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Мастер гравюры (А. Калашников)

Мастер гравюры. "Календарь филателиста". 1972 г.

Анатолий Калашников сидит за столом, у широкого окна, за которым сияет летний день. Перед художником лежит отшлифованный небольшой кусок самшита, на который он при помощи тонкого штихеля аккуратно наносит линии. Уже в четко очерченном квадрате из дерева возникли голова человека, обрамленная гривой волос, знакомое вдохновенное лицо творца, создающего бессмертные музыкальные шедевры. Ну конечно же, это великий композитор Людвиг ван Бетховен.

Рождается очередная гравюра на дереве для почтовой марки. Истинная ее красота откроется всем, когда гравюра будет оттиснута на бумаге. Но художник уже теперь, на дереве, видит ее в законченном виде. Каждая линия говорит о чем-то, добавляет к портрету новые чувства и мысли, сочетание которых создает верный, запоминающийся образ.

Художественная миниатюра работы Калашникова увидела свет в конце 1970 г., когда все человечество отмечало 200-летие со дня рождения Бетховена.

Художник-график Анатолий Иванович Калашников хорошо известен нашим филателистам. Его почтовые марки и конверты нельзя спутать с другими. Они оригинальны по стилю, по исполнению, всегда выразительны, предельно насыщены содержанием.

В 1945 г., 15-летним подростком, он посещал изостудию автомобильного завода им. Лихачева. Его талант заметили крупнейшие граверы И. Н. Павлов и М. В. Моторин, учившие юношу.

Это определило направление его творчества. Ксилография стала родной стихией Анатолия. Отшлифованная плоскость дерева послушна его штихелю и его воображению, в ней он легко угадывает все скрытые возможности.

Не случайно Анатолий Иванович стал работать в области создания почтовых марок и конвертов. Ведь именно здесь необходимо на предельно малой площади создать образы, передать черты человека, его внутренний мир.

Впервые в 1957 г. на почтовых конвертах появились его гравюры, посвященные 100-летию русской почты. Уже тогда они обратили на себя внимание знатоков. Рисунки характеризовал упругий энергичный штрих, чередование света и бархатисто-черных и тонких, порой, как паутина, линий. Впрочем, на конвертах были также и цветные гравюры, мастерски выполненные художником.

А. И. Калашников побывал в самых различных уголках нашей страны, делая зарисовки с натуры, познавая жизнь народа, его историю, героическое прошлое и сегодняшний день. Так возникла замечательная коллекция, открывающая перед нами целый мир прекрасного. Это новостройки Сибири, пейзажи целины, Средняя Азия, Ленинград, Крым, Новгород, Прибалтика. Мы видим их на конвертах, изданных Министерством связи СССР.

Но вот в 1962 г. художник пробует свои силы в рисунках для марок. Он изображает на миниатюре киргизского поэта-демократа Тоголока Молдо на фоне гор. Потом появилась марка, посвященная латышскому писателю Рудольфу Блауману. Впервые в истории создания почтовых марок в нашей стране Калашников начал вырезать их в натуральную величину. Эта тонкая, требующая совершенства техники работа помогла художнику развить виртуозную точность штриха, добиться замечательной выразительности.

Вглядитесь в почтовую марку, выпущенную в 1965 г. к столетию со дня рождения В. А. Серова. Внимательно и проникновенно смотрит с портрета художник, как бы обдумывая сюжет нового полотна. Во власти музыки П. И. Чайковский (серия марок 1966 г. в ознаменование III Международного конкурса имени великого композитора). Недаром филателисты предлагали включить эту серию в число лучших марок страны.

В активе художника марки, посвященные XXIII съезду КПСС, 2500-летию Самарканда, 50-летию со дня провозглашения Венгерской Советской Республики и многие другие.

А. И. Калашников - автор многочисленных гравюр, так называемой станковой графики, изображающей архитектурно-пейзажные композиции, памятники Вологды, Суздаля, Таллина. Он - создатель великолепных экслибрисов, за которые удостоен четырех премий на международных выставках.