Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Марка - искусство своеобразное

Е. Д. Анискин. Марка - искусство своеобразное. Филателия СССР. 1978. №2. Стр. 16-20

В течение длительного времени наш журнал знакомил читателей с искусством художников - создателей почтовых марок.

Статьи, написанные журналистами, представляли собой творческие портреты отдельных мастеров почтовой миниатюры и не претендовали на анализ и раскрытие истории развития советской почтовой марки.

Сегодня мы предоставляем слово художнику Евгению Дмитриевичу Анискину. Это имя хорошо известно филателистам как в нашей стране, так и за рубежом. С 1961 года творчество Е. Д. Анискина связано с почтовой миниатюрой; им создано более 170 оригиналов, рассказывающих о различных сторонах жизни, истории и культуры нашей страны.

По достоинству оценен филателистами труд художника, вложенный в создание 12-го стандартного выпуска почтовых марок СССР, серии "60 лет Великого Октября" и почтового блока, посвященного принятию новой Конституции СССР с портретом Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева.

Несколько лет Е. Д. Анискин был главным художником ДИЭЗПО Министерства связи СССР, непосредственно участвовал в процессе создания советской почтовой миниатюры, хорошо знаком с творчеством своих коллег.

Почтовая марка, как одна из разновидностей графики, в силу особого ее назначения и практического применения стала больше предметом изучения филателистов, нежели искусствоведов. В любом журнале для коллекционеров можно найти исчерпывающую информацию о технике печати марки, количестве зубцов и их характере, надпечатках и отпечатках, цветовом оттенке бумаги. С анализом же творческой стороны обстоит намного хуже. А жаль. Перед художником-марочником постоянно стоит необходимость не только поиска новой композиции, образного решения темы, но и новых путей в своем творчестве. Здесь искусствоведы могли бы стать верными помощниками художника.

Какое же место занимает марка в графическом виде изобразительного искусства?

Каждый из видов искусства развивается на основе новых явлений в общественной жизни. Вследствие этого, как и в науке, происходит процесс "отпочковывания", то есть образуются самостоятельные разновидности, которые в силу своеобразия художественных средств и методов воздействия позволяют шире и эффективнее выражать определенное мировоззрение. В графическом виде искусства наиболее близкими между собой разновидностями являются плакат и почтовая миниатюра. Эта близость особенно остро выражается в их общественно - политическом звучании. Как плакат, так и почтовая марка призваны оперативно пропагандировать актуальные идеи, своевременно, доступными им формами художественного воздействия отражать многообразие явлений нашей жизни.

Но, несмотря на принципиальное родство, плакат и почтовая миниатюра имеют существенные различия: в характере использования, условиях и продолжительности воздействия на зрителя, широте тем. Размер изобразительного поля и техника воспроизведения, формы и границы распространения и, наконец, тиражи - все это резко отличает марку от плаката. А если к этому добавим почти полуторавековую историю марки с ее почтовыми функциями, то убедимся, что марка требует от художника целого ряда особых качеств профессионального и психологического характера и особых знаний.

Чтобы способствовать более успешному развитию искусства почтовой марки, необходимо изучать его особенности и помогать этим художнику. Марка ждет своего вдумчивого исследователя - искусствоведа. При этом заметим, что пользу принесет только тот исследователь, который & равной мере будет знать теорию искусства и законы филателии. В противном случае он окажется в положении восхваляющего или критикующего все с чужого голоса.

История заботливо подготовила нам обильный материал. А пока что художник пользуется интуицией и лично накапливаемым опытом. Он находится одновременно между законами изобразительного искусства и филателистическими критериями. Не важно, что первые формировались в течение тысячелетий, а вторые сложились в результате столетней практики. Они существуют, они связаны с маркой и оказывают влияние на художника. Сложность для художника еще и в том, что законы изобразительного искусства и критерии филателии не всегда совпадают. Тем более неприятны крайности: желание отдельного художника так "самовыразиться", что ясные понятия становятся неузнаваемыми, и бессонные ночи филателиста, пока он не положит в альбом марку с другим оттенком клея на оборотной стороне.

Но вернемся к почтовой марке как разновидности искусства. Постараемся обратить наше внимание на того, кто в обычных экскурсах в историю марки, как правило, незаслуженно остается в тени, в лучшем случае в полутени. Поговорим о том, без чьего таланта и труда не было бы ни марки, ни ее истории, ни филателии. Поговорим о художнике. Это он, такой многоликий и многоплановый, терпеливый и порывистый, убеленный сединами и вихрастый, мучаясь в поисках и радуясь при удачах, упорным трудом своим создал и подарил нам то, что сегодня является элементом нашей отечественной культуры, что вошло в авторитетнейшие каталоги всего мира и называется советской почтовой маркой.

Именно нашей почтовой марке выпала честь быть первым пропагандистом новой идеологии победившего пролетариата. Именно советская почтовая марка стала для нас неповторимой хроникой в изобразительном искусстве, образным свидетельством строительства социализма и гигантского взлета нашей Родины - первого в мире общенародного государства.

Многие пробовали свои силы в этой разновидности искусства. Одни из них, не обнаружив, очевидно, полного созвучия требований марки к художнику и своих творческих склонностей, находили себя в других видах искусства. Такими были талантливый художник-декоратор Федор Федоровский, ставший впоследствии главным художником Большого театра, иллюстраторы Н. Жуков и В. Климашин, известный карикатурист И. Ганф. Другие же, наоборот, нашли в искусстве марки близость своему художественному дарованию, полюбили это искусство и отдали ему многие годы, а некоторые и всю свою творческую жизнь.

У нас нет возможности рассказать о всех. Мы остановимся на тех, кто талантом и практическими делами своими в той или иной форме оказал влияние на развитие советской почтовой марки и оставил наиболее значительный след.

Если мысленно проследить историю советской почтовой марки, то перед нами предстанут такие творческие индивидуальности, как Иван Дубасов, Василий Завьялов, Сергей Поманский, Виктор Пименов, Лев Шаров, Анатолий Аксамит, Николай Литвинов и др. В такой последовательности "вошли" они в почтовую марку. Рассказать о них в этой же последовательности целесообразно и потому, что это поможет нам проследить эволюцию развития нашей марки.

Итак, Иван Иванович Дубасов. Трудно встретить филателиста, который начнет разговор о художниках не с фамилии Дубасова. Его дебют в почтовой миниатюре состоялся в ноябре 1922 года. Это была марка, посвященная 5-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. В первой же работе молодой художник продемонстрировал умение мыслить декоративными категориями, обнаружил тонкое владение аллегорией. На марке изображен рабочий, высекающий на каменной плите слова: "РСФСР 1917-1922". Это первое "прочтение" композиции. После второго, более внимательного разбора художник предлагает нам увидеть целую эпоху, величие исторического момента. Свободный труженик, сознавая всю историческую значимость происходящего, старается для грядущих поколений запечатлеть это в камне. Прошли годы. Сегодня, глядя на марку, мы забываем, что перед нами всего лишь маленькая графическая работа. Воображение уносит нас в то далекое время, прекрасный памятник которому создал и оставил нам художник Дубасов. Впечатляет и смелость композиционного приема. Главным смысловым пятном, смысловым центром автор делает текстовую часть марки. Действием рабочего он лишь направляет наше внимание в сторону текста.

Через четырнадцать с половиной месяцев, в январе 1924 года, он создает еще марку, которая сегодня носит высший титул - "классическая". Она посвящена памяти великого Ленина. Многое уже сказано и написано об этой марке. Подчеркнем лишь главное. Художник продемонстрировал снова высшую степень умения пользоваться самыми экономными средствами в композиции, цветовом решении, рисунке и шрифте.

Искусствоведы часто делят творческий путь художника на периоды. Ведь в своей работе художник постоянно испытывает влияние целого ряда факторов окружающей его жизни. Они изменяются, возникают новые условия, которые отражаются и на творчестве. Тогда наступает новый период. Изучая эти периоды, исследователи находят их характерные особенности. Неровным было творчество и у Дубасова. После блистательного дебюта следующая его марка появилась лишь пять лет спустя, в ноябре 1929 года, в серии "За индустриализацию СССР". Еще через два года вышла одна марка в серии "Дирижаблестроение в СССР". Участие нескольких художников в совместной работе обязывает каждого из них подчинять свою композицию единому характеру решения. Но стремление Дубасова к остроте и ясности композиции даже в этих условиях выгодно отличает его работы от других. В дальнейшем мастер отходит от прежних позиций.

Начиная с серии "Народности СССР", он все больше придерживается документальной фотографии и как бы вступает в негласную конкуренцию с коллегами - кто щедрее наполнит композицию второстепенными деталями и чисто оформительскими элементами.

Но в 1958 году художник как бы переосмысливает все им сделанное. Он снова возвращается к лаконизму и создает убедительные по своей простоте и выразительности марки с портретами В. И. Ленина и Карла Маркса. Венцом же этого нового периода и украшением всего творческого наследия Дубасова стала марка под выразительным и столь же лаконичным названием "Ленин". Она вышла в апреле 1965 года через сорок один год после первой марки с портретом великого вождя революции. Пройдут годы, и мы не раз будем возвращаться к этой марке, как к прекрасному образцу, созданному старейшим мастером искусства почтовой миниатюры.

На протяжении всего творчества заслуженный деятель искусств РСФСР Иван Иванович Дубасов постоянно оставался на позициях реализма, опирался на классическое наследие истории искусства, всячески отстаивал и пропагандировал эту убежденность. Он создал школу молодых графиков, которые стали сегодня мастерами своего дела и успешно продолжают славные традиции Гознака. Один из них - Игорь Сергеевич Крылков, автор последней марки на фольге, посвященной XXV съезду КПСС, стал главным художником Московской печатной фабрики Гознак.

В те же годы сначала робко, а потом все более уверенно пробует свои силы молодой художник Василий Завьялов. Ни сразу, ни потом ему не пришлось услышать комплиментов по поводу первых работ. Иначе пришел успех, и иным был его путь. От работы, к работе накапливал он опыт, обретал уверенность, постигал тонкости искусства марки и вырос в великолепного мастера, оставившего нам огромное творческое наследие, насчитывающее сотни марок. Наследие заслуженного художника РСФСР Василия Васильевича Завьялова требует особого внимания.

Расскажем о тех сторонах творчества, которые поставили его в ряд выдающихся художников-марочников.

Итак, первую напечатанную марку со своим рисунком Василий Завьялов увидел в январе 1925 года, когда ему не было еще и 19 лет. Это была миниатюра, посвященная годовщине со дня смерти В. И. Ленина, оформление Р. Зарриньша. Завьялов для этой марки исполнил лишь рисунок второго (деревянного) мавзолея В. И. Ленина. Совместная работа с опытными художниками Р. Зарриньшем, И. Дубасовым, В. Куприяновым над сериями "Дирижаблестроение" и "Народности СССР" не дает возможности судить о творческой индивидуальности дебютанта. Зато мы увидим после, насколько серьезную школу он прошел.

Первыми самостоятельными работами Завьялова были марка, посвященная Всесоюзной филателистической выставке в Москве 1932 года, и портретная серия "Памяти деятелей Коммунистической партии и Советского государства" 1933 года. Будучи свободным в выборе решения, В. Завьялов в этих работах предстает как сложившийся мастер, прекрасно владеющий композицией, убедительной, свободной, изящной. Годом позже он создает еще более выразительную серию "Дирижабли СССР". После этих удачных выступлений стало ясно, что искусство графической миниатюры обрело еще одного большого талантливого художника. Василию Васильевичу Завьялову суждено было стать одним из "столпов" марочного искусства. Начав в 1925 году, он посвятил ему всю жизнь. Были у него и свои периоды в творчестве. После упомянутых таких светлых, свободных, легких произведений он, как и Дубасов, отдал дань увлечению излишней детализацией и усложненностью композиции. Он позже других отказался от такого толкования достоинств марки, а отказавшись, подарил нам прекрасные миниатюры. Кто не помнит такие серии, как "Памятники Московского Кремля" 1967 года, "Гос. музей искусств народов Востока" 1969 года. И, наконец, его "лебединую песню" - серию "История отечественного флота". Эта серия уже заслужила себе славу и стала гордостью советского искусства почтовой миниатюры. Стал нашей гордостью и сам автор - Василий Васильевич Завьялов. Сегодня мы можем спорить о позициях художника в разные периоды его творчества, но несомненным остается то, что на всех работах В. В. Завьялова лежит печать высокого профессионализма, оказавшего потом влияние на многих художников-марочников. К профессиональным достоинствам работ Завьялова следует добавить еще одно, очень характерное для него качество: он тонкий и сдержанный колорист. При общей яркости и декоративной активности его марок все цвета, из которых составлены композиции, очень сдержанны. Художник никогда не пользуется "открытыми" цветами. На палитре Завьялова они сами заставляют друг друга сильнее звучать.

Не случайно рассказ о И. И. Дубасове и В. В. Завьялове занял много места. Творческий путь этих художников и история развития советской почтовой марки взаимно связаны. Они представляют собой основной ствол этой истории. Деятельность других мастеров миниатюры дополняет, а индивидуальности отдельных художников, переплетаясь между собой, образуют пышную крону этого символического дерева.

Особое место в этой "кроне" занимают марки, исполненные Сергем Поманским. Разными достоинствами пленяют нас хорошие работы художников. Одни - рациональным построением композиции, другие - пластичностью линий и ритмом пятен, третьи - убедительностью образов. Весь арсенал профессионального мастерства находим мы в работах Поманского. Но есть и еще одно - поэтичность. Он поэт тонкого лирического звучания, и этим с первых же марок захватывает нас. Серии "Виды Крыма и Кавказа" и "Московский метрополитен" сразу же поставили Поманского в ряд профессиональных художников. Почти сорок лет работал Сергей Поманский на Гознаке, и влияние. Дубасова несомненно отразилось в его работах. Но Поманский сохраняет свое творческое лицо, не повторяет слепо своего наставника.

Очень показательна в этом отношении серия из двух марок, посвященная 25-летию со дня смерти Ф. Э. Дзержинского. Две марки, авторы И. Дубасов и С Поманский. Оформление, как и подобает, одинаковое. Но присмотритесь, как искусно Поманский "обыгрывает" освещением и подсветом портрет Дзержинского! Фуражка почти "списывается" с фоном, сильно высвечивается лоб и верхняя часть лица. Затем тень на лице все больше усиливается книзу, и уже темным силуэтом характерной бородки голова четко вырисовывается на подсвеченном фоне. Смысл не только в рациональности использования света и тени, смысл в освещенности, придавшей особую поэтичность портрету. В этом и есть Поманский.

Быть может, этот пример - случайное совпадение? Нет. Через пятнадцать лет они снова работали над одной темой: "Ленин". Каждый из них создает шедевр. Обе марки вошли в золотой фонд филателии. Но как они непохожи! В марке Дубасова, о которой мы уже говорили, необычайная экономность средств и приемов, удивительная гармония и соразмерность всех элементов. Короче, марка Дубасова - это сама строгость. Марка Поманского - сама поэтичность.

В ней легко прослеживается тот же метод, тот же подход, что и в рассмотренных нами ранее марках. Однако как далеко ушел художник в своем мастерстве за эти годы! С каким совершенством он "управляет" светом. Как продумай (да к тому же еще и исполнен) каждый рефлекс, не говоря уже о свете и тени. Как мастерски он постепенно "уводит" силу освещенности внизу, на руке. Скульптура живет в пронизанной светом воздушной среде. Это и есть Поманский.

Художественный почерк этого мастера ни с чьим другим спутать нельзя - он уникален.

И все же, несмотря на различие творческого почерка, всех представленных художников объединяет одна школа. Не случайно мы находим совпадение и в периодах их творчества. Будущие исследователи уточнят эту взаимосвязь и оценят роль сложившейся при Гознаке школы в процессе становления и развития советской почтовой миниатюры.

Теперь расскажем о художниках, "не обремененных" традициями и представляющих как бы другое течение. Наиболее ярким среди них мы вправе считать Виктора Васильевича Пименова. Его дебют как марочника состоялся, когда ему было почти пятьдесят лет. К этому времени он уже был сложившимся художником с "поставленным голосом". (Пименов долго работал художником-оформителем). В работе над маркой он был более свободен от влияния традиций, поэтому его "голос" довольно быстро стал узнаваться в общем "хоре" художников-марочников.

Не случайно в рассказе о Викторе Пименове у нас появилась "музыкальная" терминология. Если произведения Поманского лиричны, то о работах Пименова хочется сказать, что они музыкальны. Этот художник в высокой степени овладел культурой шрифта. Умение "распорядиться" шрифтом и присущий Пименову композиционный строй ставят его работы в особое положение.

Мы сознательно не заостряли внимание на авторстве "первооткрытий" того или иного художника. Это увело бы нас в сторону от основной темы. Мы не стали упоминать, что первый советский блок, первая марка с купоном и марка на фольге принадлежат Завьялову. Печать краской по бронзе, а не наоборот, впервые применил в 1966 году С. Поманский в марке "В. И. Ленин". Но не сказав о том, что Пименов впервые "освободил" нашу марку от тонового фона и заставил белое поле "работать" на композицию, мы лишили бы себя понимания основной особенности творчества этого художника. Его большая серия "Костюмы народов СССР" (1960-1963 гг.) дает нам возможность хорошо понять ту позицию, которую занимает художник в вопросах композиции, роли и месте шрифта в марке, роли силуэта, "оптической весомости" каждого элемента. Эти взгляды В. Пименова на искусство почтовой марки нетрудно проследить во всех его работах независимо от того, продолжает ли он разработку "идеи белого фона" или наполняет его цветом. Пименов около двадцати лет не расставался с искусством марки и оставил нам большое наследие, которое могло бы лечь в методический фонд при изучении первой фазы так четко определившегося теперь нового творческого направления в советской почтовой марке.

Это самостоятельная тема, и нам представляется целесообразно рассмотреть ее в отдельной статье.