Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Мастер вдумчивый и строгий

Н. Стрижак. Мастер вдумчивый и строгий. Филателия СССР. 1977. №7. Стр. 20-22

На моем рабочем столе небольшая подборка почтовых марок и блоков, маркированных конвертов и карточек. Объединяет их не тематический принцип, а другое - все они выполнены рукой одного мастера, художника-графика Николая Александровича Черкасова.

Знакомство коллекционеров с его творчеством состоялось а 1966 году по первым работам - маркированным конвертам, посвященным трудовым праздникам советских людей - Дню шахтера и Всесоюзному Дню железнодорожника, а также выставкам - международной выставке "Интероргтехника" и Всесоюзной выставке технического и художественного творчества учащихся ПТУ.

Мы выбрали именно эти работы, так как в них наиболее ярко проявились характерные черты творчества художника - умение использовать минимум изобразительных средств для достижения максимальной выразительности, точно определять место и соразмерять в пределах плоскости соотношение текстовой (шрифтовой) части к самому изображению.

Однако повышенная тяга, особенно на первых порах, к плакатности иногда имела и свои отрицательные стороны. Некоторая лапидарность форм, стремление работать без наложения красок и строить все изображение на линейных контурах не могли не привести к частичной утрате четкости рисунка. Правда, художник очень быстро преодолевает трудности. Этому в немалой степени способствует и то, что в короткий срок значительно расширилась тематика его работ.

Прежде всего следует назвать конверты видовые и иконографические.

Изображение, например, города, как и образа человека, требовало и применения более широкой гаммы изобразительных средств, соединения линейных контуров со сплошными плоскостными - заливками одним цветом или тонкими цветовыми сочетаниями. Возможность наложения цвета при многокрасочной офсетной печати позволила использовать богатую нюансировку тонов и полутонов и различные градации одного цвета. Палитра художника стала богаче. Достаточно сравнить несколько работ Н. А. Черкасова, выполненные в резные годы. Например, почтовые конверты с аналогичными сюжетами: "Ангара" (1969 г.) и "Теплоход "Воровский" (1973 г.) или "Чита. Окруж ной Дом офицеров" (1972 г.) и "Таллин. Старый город" (1974 г.).

Все это являлось как бы подготовительным этапом, пробой сил для перехода к более сложному виду творчества - почтовой марке, где талант художника раскрылся в полной мере. Это подтверждается и тем, что из ста созданных им конвертов за первые три года художник выполнил около сорока, причем только за один 1968 год - двадцать один конверт, а за 1976 год - всего один, в то время как количество марок постоянно возрастает.

Хочется отметить одну характерную особенность Н. А. Черкасова - стремление работать над темами большого общественного значения, посвященными важнейшим текущим и историческим событиям, в которых отражена общественно-политическая, научная и культурная жизнь народов нашей страны. Творчество художника пронизано высоким гражданским пафосом, понятно и близко людям. Отсюда и признание его работ.

Заслуживают особого внимания марки, посвященные 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Серия оформлена в малых листах, состоит из десяти портретных миниатюр. Она как бы иллюстрирует отдельные периоды жизни вождя, рассказывает о его революционной и государственной деятельности, о воплощении бессмертных ленинских идей.

В 1973-1974 годах Н. А. Черкасов работал по созданию почтовых марок, посвященных визитам Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в ФРГ, США, Францию и Индию. Серия объединена общим названием: "Программа мира в действии". В нее же включена и марка, выпущенная в 1974 году: "Визит Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в Республику Куба". Эти работы неоднократно отмечались в числе лучших, художник был награжден дипломом Министерства связи СССР.

Заметное место в творчестве Н. А. Черкасова занимает военно-патриотическая тема. Это не случайно. Семнадцатилетним пареньком он стал участником Великой Отечественной войны. Поэтому часто на почтовых конвертах Н. А. Черкасова можно встретить сюжеты: "9 мая - День Победы", "25 лет разгрома фашистов на Курской дуге", "25 лет со дня освобождения Харькова", "Слава героям Великой Отечественной войны", "Слава Советским Вооруженным Силам".

Одна из последних работ художника в этой области - образ славной дочери нашей Родины Героя Советского Союза Людмилы Павличенко. На конверте одноцветный, выполненный сепией портрет девушки. Он обрамлен золотисто-желтой рамкой и веточкой лавра, в которую вплетена полоска гвардейской ленты. Еще в более тонкой цветной гамме исполнена аналогичная по сюжету почтовая миниатюра. Изобразительное поле - портрет и фон выполнены в лилово-коричневых т.онах. Поверх фона наложен серебристый текст, звучание которого усиливается от внесения в композицию лавровой ветви. Помещенная в левом нижнем углу Золотая Звезда озаряет лицо героини.

Советской Армии была посвящена и первая большая работа Н. А. Черкасова в области почтовой марки. В 1968 году совместно с художником И. В. Мартыновым он создал серию из десяти миниатюр "Вооруженные Силы СССР. 1918- 1968". Авторы смело использовали в ней документальную фотографию, скульптурные памятники, политический плакат. Несколько нарушает единство серии лишь то, что для производства отдельных марок применены различные способы печати - типографская, глубокая и офсетная.

Одной из самых сложных, требующей от художника-графика высокой квалификации и вкуса является серия марок, воспроизводящая живописные полотна выдающихся русских и советских художников. Обилие текста - почта СССР, номинал и год издания миниатюры, инициалы и фамилия художника, название произведения и другие данные - создают порой для автора большие трудности, так как занимают много места.

- Работая, например, над сериями "Русское искусство", - говорит Н. А. Черкасов, - я все больше стремился избегать расширенного оформления, стремился показать само произведение, ради которого и создается марка.

И ему все больше удается приблизиться к вершине творчества. Бережное, любовное отношение к произведениям великих мастеров кисти чувствуется в том, как художник ищет место для текста, выбирает необходимый размер и тип шрифта, которым он владеет в совершенстве, как осторожно использует фон, обрамляющие произведение рамки и другие оформительские элементы.

Блок, посвященный 200-летию со дня рождения В. А. Тропинина, и выполненная в том же году серия марок с изображением пяти картин выдающегося русского живописца П. А. Федотова, убедительно говорят о том, что художнику по плечу решение этой задачи.

Образцом его оформительского мастерства следует признать серию марок, посвященную федоскинским художественным промыслам. Но думается, что и это не предел творческих поисков талантливого мастера.