Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Немарочная франкировка писем

Г. Стадницкий. Немарочная франкировка писем. Филателия СССР. 1975. №10. Стр. 26-27

135 лет назад — в мае 1840 года — в истории почты произошло событие, которое с полным правом можно определить как революцию.

Британский почтмейстер Роуленд Хилл предложил оплату почтовых услуг при помощи особых знаков — тех самых, которые стали известны в качестве почтовых марок.

Много лет марка выполняла свои функции, и ее роль в развитии почтовой связи невозможно переоценить. Но за этот срок формы общения людей резко изменились, обмен информацией намного возрос. Миллионы почтовых отправлений любых видов ежедневно пересекают нашу планету во всех направлениях. И справиться с этим потоком корреспонденции крайне трудно. Поэтому на смену людям приходят техника, автоматика, сотни механизмов и аппаратов. Наметились новые пути и в оплате почтовых услуг.

В учреждении, где работает автор этих строк, постоянно можно видеть такую картину. Сидит за столом в канцелярии девушка и добрые полдня занимается тем, что запечатывает конверты, надписывает адреса, отрывает от листов и приклеивает к конвертам многочисленные марки разного цвета и достоинства. Но ведь есть организации, где отправляемая корреспонденция исчисляется сотнями единиц в день. Ее франкировка марками просто физически невозможна. Вот потому-то в последние 15—20 лет широко распространился механизированный способ франкировки, устраняющий не только использование почтовой марки, но и ее гашение.

В экспедициях многих предприятий как в нашей стране, так и за рубежом, устанавливаются так называемые маркировальные машины самых разнообразных конструкций, способные выполнять различные операции. Самая простая из них напоминает обычный кассовый аппарат. Экспедитор вставляет конверт в специальную щель, набирает комбинацию цифр, соответствующую стоимости почтовых услуг (в зависимости от вида и веса отправления), нажимает клавишу или кнопку. И в правом верхнем углу конверта, там, где обычно наклеивается марка, отпечатывается стандартный штемпель.

Большинство стран приняло единую его форму. В левой части расположен круглый штемпель почтового отделения, обслуживающего данное предприятие и ведущего с ним соответствующие расчеты. Он соответствует штемпелю гашения, который ставится на марки. В правой части находится шестиугольный (в СССР), прямоугольный или фигурный знак почтовой оплаты, заменяющий марку, достоинство которой соответствует стоимости почтовых услуг. Между этими штемпелями отпечатываются реквизиты учреждения отправителя. Нередко знак почтовой оплаты, исполненный машиной, полностью имитирует марку, имеет орнаментальный рисунок, рекламный или юбилейный текст.

Маркировальная машина позволяет франкировать практически любую по форме и размеру корреспонденцию. Очень часто в щель машины вставляется не конверт, а специальная полоска бумаги, на которой отпечатывается штемпель. В ряде случаев такие «почтовые марки» печатаются заранее и наклеиваются на пакеты. Есть машины, которые заряжаются бумажной лентой. После того как оператор выполнил необходимые манипуляции, они выдают в полном смысле слова почтовую марку, которая даже имеет перфорацию.

Другой формой немарочной франкировки служебной корреспонденции является использование специальных бестарифных конвертов или бланков. Она широко распространена в зарубежных странах. На конверте или бланке установленного размера на месте почтовой марки в правом верхнем углу (иногда посередине) типографским способом отпечатывается прямоугольная рамка. Внутри нее находится название места отправления (города или страны) и текст типа: «служебное» или «почтовый сбор оплачен». Почтовые бланки с аналогичным содержанием применяются для наклейки на нестандартные отправления. Часто на них пишется адрес получателя.

Зарубежные фирмы, заинтересованные в получении быстрого ответа от своих клиентов или контрагентов, а также в рекламных целях вкладывают в отправляемую корреспонденцию специальные «обратные конверты», на которых указано, что ответ данной фирмой оплачен.

Собственно почтовые марки все реже применяются даже в частной переписке. С 1953 года Министерство связи СССР выпускает миллионными тиражами маркированные иллюстрированные конверты. Однако рационализация оплаты почтовых услуг в данном направлении началась гораздо раньше. Достаточно вспомнить, что в 1972 году филателисты нашей страны отпраздновали столетие первой русской открытки. Маркированные конверты и открытки являются сегодня самостоятельным объектом коллекционирования, украшают альбомы филателистов, занимают почетные места в тематических собраниях'. Функция «визитной карточки», агитационная или информационная нагрузка перенесены здесь непосредственно на рисунок.

Что касается почтовой марки, то она постепенно перестает быть единственным знаком почтовой оплаты и, по-видимому, утрачивает свои сугубо утилитарные функции. Например, из 305 полученных автором этих строк почтовых отправлений лишь 20 (15 процентов) оказались оплачены марками. Почти все письма, отправленные в пределах нашей страны, пришли в маркированных конвертах. Бандероли и письма от зарубежных коллег и учреждений в большинстве были оплачены на франкировальных машинах. Возможно, недалеко то время, когда каждый гражданин сможет, став абонентом ближайшего почтового отделения и заплатив определенный взнос, использовать дома портативный маркировальный аппарат, оплачивая ежемесячно свою корреспонденцию, подобно тому, как мы оплачиваем квартиру, электроэнергию, газ.

Коль скоро немарочная франкировка почтовых отправлений стала повседневным явлением, она вполне естественно оказалась в поле зрения коллекционеров. О ней упоминает, в частности, В. Граллерт в своей известной книге. Мне представляется, что эта область собирательства, как частный случай филателии, представляет большой интерес и для исследователя.

Сейчас на вооружении почтовых отделений находится удобная и сравнительно небольшая маркировальная машина ММ-48. Но фактически подобные устройства применяются очень давно. Возникает вопрос: с какого времени? Насколько можно судить, в нашей стране применение маркировальных машин получило распространение в советское время в начале 30-х годов. Тогда использовались в основном зарубежные машины — немецкие и американские, в частности, такие как «Стандарт-Майлинт», «Питней-Боус», «Постел-Франкерс». Но сохранились ли письма, оплаченные таким способом? Если да, то они, безусловно, представляют большую редкость.

Как и любой вид собирательства, коллекционирование материалов, связанных с немарочной оплатой почтовых услуг, требует определенной системы и методики, должно основываться на конкретных правилах.

В связи с этим возникает ряд вопросов. Прежде всего необходимо определить объем самого понятия «немарочная франкировка». Причем, сразу же следует решить, относится ли данное понятие к маркированным конвертам и открыткам. Придерживаюсь того мнения, что цельные вещи следует рассматривать в качестве одной из форм немарочной оплаты корреспонденции. Можно, например, понимать под немарочной франкировкой корреспонденции такие способы взимания платы за почтовые услуги, при которых не используется наклеиваемая почтовая марка.

Это определение диктует следующую предварительную классификацию:

  1. Маркированные почтовые конверты и карточки.
  2. Маркировка — гашение при помощи специальных машин.
  3. Бестарифные служебные конверты типа ПСО («почтовый сбор оплачен»).
  4. Фирменные конверты, а также ярлыки и штампы типа «служебное» или «деловое» для бесплатного пользования услугами почты.

Весьма существенной представляется также проблема каталогизации материалов, если она вообще окажется возможной. Не исключено, что собирание такого рода объектов может считаться лишь дополнением к собственно филателистическим коллекциям.

Во всяком случае, способы немарочной оплаты почтовых услуг, как предмет коллекционирования, заслуживают внимания, нуждаются в обсуждении и исследовании.