Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Победитель Ла-Манша

Л. Эгенбург. Победитель Ла-Манша. "Филателия СССР". 1979. №6. Стр. 10-12

Филателистам хорошо известны почтовые марки, посвященные французскому авиатору Луи Блерио. Он прославился, совершив на своем самолете 25 июля 1909 года перелет из Франции в Англию через пролив Ла-Манш.

Блерио начал конструировать и строить свои аппараты еще в 1903 году, вложив в них все свое состояние. Парижская пресса, широко освещавшая попытки всех пионеров авиации покорить пятый океан, прозвала Блерио "человеком, который ломает свои самолеты". И действительно, ему часто не везло при попытках взлететь. Современники подсчитали, что всего с Блерио произошло более 50 несчастных случаев. Первым по - настоящему удачным оказался восьмой по счету самолет, на котором Блерио продержался в воздухе 8,5 минуты. Это было начало успеха. Не останавливаясь на достигнутом, Блерио строит новые модели самолетов, постепенно совершенствуя их. Самой хорошей оказалась модель "Блерио-Xl". Именно на этом самолете за 37 минут он и перелетел Ла-Манш из Кале в Дувр.

Перелет Луи Блерио имел огромное политическое и психологическое значение: впервые самолет пересек государственную границу и морское пространство, теперь Англия в стратегическом смысле больше не была островом. После шумного успеха самолет изготовлялся в мастерских Блерио большими сериями. Конструктор открыл школу, где пилоты обучались летать на его самолетах. Учились в этой школе и русские летчики: Попов, Ефимов, Костин, Славароссов, Кузьминский, Пиотровский и другие.

Моноплан Блерио строился и в России, на московском заводе "Дукс" и на рижском РБВЗ. Многие журналы того времени, в том числе и русские, публиковали чертежи и описания самолета "Блерио-XI", предлагая любителям не "изобретать велосипед", а строить уже испытанную над Ла-Маншем конструкцию. Именно по таким чертежам талантливый русский конструктор - самоучка С. В. Гризодубов построил в 1912 году свой самолет "Гризодубов № 4" и совершил на нем ряд удачных полетов в Харькове. На "Блерио-XI" летали многие знаменитые авиаторы. А. Васильев пролетел без аварии в 1911 году по трассе Петербург - Москва. Французский пилот Адольф Пегу вторым, после Петра Нестерова, выполнил "мертвую петлю" и первым в мире покинул самолет с парашютом. В 1913 году летчик Гарро установил на этом же самолете мировой рекорд высоты - 5610 метров (Монако, авиа, № 81, 1963).

Портреты Луи Блерио и изображения его самолетов можно увидеть на почтовых марках Франции - авиа, № 7 (1934 г.); № 1709 (1972 г.); Сан-Марино - № 547 (1962 г.); Монако - № 910, (1972 г.); Венгрии - авиа, № 76 (1951 г.); ЧССР - № 47, 48 (1959 г.); Аргентины - авиа, № 117 (1967 г.); Турции - № 1925 (1969 г.); Малагасийской Республики - № 435 (1967 г.); Нигерия-авиа, № 183 (1972 г.); Бельгийского Конго - авиа, № 1, 2, 3, 4 (1920-1930 гг.); Кубы - спешная почта, экспресс, № 4, (1914 г.); Австралии - авиа, № 12, 13 (1964 г.); Гватемалы - авиа, № 475 (1971 г.).

Некоторые арабские и африканские страны (Сирия, Тунис, Ливан, Бельгийское Конго и др.), находившиеся под французским влиянием, произвели на своих обычных почтовых марках специальные надпечатки с изображением самолета Блерио, чтобы использовать их для авиапочты с другими тарифами.