Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Почта петровских войск

В. Синегубов. Почта петровских войск. "Филателия СССР". 1979. №6. Стр. 34

В начале XVIII века Россия вела ожесточенную борьбу за выход к берегам Азовского, Черного и Балтийского морей. "Никогда ни одна великая нация, - писал Карл Маркс, - не существовала и не была способна существовать в таком внутриматериковом положении, как первоначально государство Петра Великого; никакая нация не подчинилась бы подобным образом тому, чтобы видеть, как ее берега и устья ее рек отторгнуты, прочь от нее. Россия не могла оставить устье Невы, единственный путь для сбыта продуктов русского Севера, в руках шведов".

В связи с этим появилась необходимость в создании регулярных вооруженных сил и флота.

Решение коренных задач внешней политики повлекло за собой реорганизацию всего государственного аппарата. Реформы не обошли и Ямской приказ. В 1701 году иностранная почта была передана в Посольский приказ. Но по-прежнему наиболее распространенными видами транспорта для перевозки корреспонденции оставались верховой гонец, кибитка, повозка или карета. Срочные и важные вести отправлялись адресату с доверенными нарочными. Об этом свидетельствуют письма тех времен. В тексте было принято указывать, с кем отправлено сообщение: "Письмо послано июля 1 дня 711 г. с ординарцем прапорщиком Юрловым" или "за присланное ко мне с курьером Юшковым письмо благодарствую".

Важные послания, требующие быстрого ответа, направлялись с эскортом. В одном письме отправитель просит адресата для "лучшей осторожности придать и от себя человек двух или трех офицеров, что ежели наши посланные занемогут в пути, дабы те могли ответ привезти".

Контроль за отправлением почты возлагался на местную администрацию. "А почта у нас до Белгорода от Киева, также от Белгорода до Воронежа, - докладывает царю в 1711 году киевский губернатор Д. Голицын, - учрежденная есть; и для лучшего способу послал я той почты досмотреть нарочного ныне офицера... дабы нигде в почтовых отпусках остановки не было".

В другом докладе Петру I сообщалось: "...почту я перевел и поставил от Могилева на Ярышев, на Зиньков и до Полонного; ...там будет почта ближе 15 миль".

Перевозка корреспонденции осуществлялась очень медленно. В мае 1711 года Голицын пишет из Киева, что "письмо... отпущенное из Петербурга апреля от 9 дня, получил сего месяца 2 числа".

В 1705 году Петр I писал: ...подводчики солдатских и артиллерийских подвод разбежались, и впредь удержать их будет очень трудно.

Поэтому набирать их нужно из числа рекрутов и положить им жалование, а подводы нанимать за деньги, которые собирать в Ямском приказе. Эти распоряжения доказывают, что несмотря на действие Военного приказа, обязанности по доставке корреспонденции и грузов оставались за Ямским.

В 1711 году в штате штаба армии впервые появилась должность почтмейстера, на которой, судя по содержанию, числился солдат, ведающий отправкой писем.

С 1713 года должности почтмейстера, а также начальника гонцов были введены во всех полках русской армии.

В 1716 году вышел первый воинский устав, где впервые упомянут термин "полевая почта". С этого времени организация полевой почты возлагалась на полки. Для доставки корреспонденции до ближайшей государевой почты предусматривалось использование, как говорят в армии, своих сил и средств. Практически деятельность воинской почты ничем не отличалась от гражданской. Однако в армейском и морском уставах указывалось о запрещении писать в письмах о делах военных. Объяснялось это тем, что сообщения могут быть перехвачены противником.

Во времена Крымских походов и русско-турецких войн организация почтового дела практически не менялась. И только в 1812 году, в результате более чем векового развития русских воинских учреждений, было принято "Положение для полевого почтамта при большой действующей армии". Оно предусматривало обеспечение частной переписки военнослужащих. Письма, прошедшие первый полевой почтамт, встречаются у филателистов и являются украшением коллекций.