Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Оленья почта в Монголии

Ю. Клейнер. Оленья почта в Монголии. "Филателия СССР". 1978. №5. Стр. 26

В последние годы на марках Монгольской Народной Республики стали появляться изображения домашних оленей, оленьих упряжек и всадников на оленях, что может показаться необычным для страны степей и пустынь. Между тем на севере Монголии расположены скалистые отроги нагорья Восточные Саяны, которые занимают значительную часть советской Тувы. Именно в этих неприветливых на первый взгляд местах с суровым климатом, но богатых лесами и промысловым зверем, живет народность - цатаны, что значит "оленьи люди". В горах растет серебристо-белый мох - ягель, которым здесь, как и на нашем севере, кормятся олени. Вот почему разведение этих животных стало основным средством существования народа, обитающего в столь далекой от тундры Центральной Азии. Интересно, что даже почта попадала в эти труднодоступные места только благодаря оленям. В предгорьях ее везли на санях, выше в горы она доставлялась в почтовой сумке на мохнатом оленьем боку. Оленина наряду с мясом диких зверей и рыбой из хрустально-чистых горных рек - основная пища цатанов.

Как показано на марке серии 1976 года, олень здесь главное средство передвижения.

До революции цатаны были самой забитой и отсталой народностью в стране.

Всю жизнь они кочевали по горам вслед за стадами, поедающими ягель, для восстановления которого требуется 4- 5 лет.

Хозяйство цатанов было натуральным. Для постройки нехитрых жилищ использовались шкуры животных, кора и ветви деревьев. Из шкур шилась одежда, из дерева изготовлялась посуда, кожей обтягивались легкие лыжи.

С приходом народной власти было сделано все для того, чтобы вывести цатанов из вековой отсталости. Особенно большие изменения в их жизни произошли в пятидесятые годы. Цатанам оказывалась денежная помощь, безвозмездно предоставлялся охотничий инвентарь. Сегодня они живут в современных поселках, их дети учатся в школах. Большинство оленьих стад принадлежит кооперативным сельскохозяйственным объединениям, которые поставляют государству мясо, кожу и различные изделия из нее, а также другие дары природы.

Нравы и обычаи этой самобытной народности все чаще находят отражение на почтовых марках Монгольской Народной Республики.