Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Дефекты марок

Одно из парадоксальных явлений современной филателии - погоня за “безукоризненными” экземплярами. Фетишизм безукоризненности марки принимает все более уродливые формы. У большинства филателистов сложилось мнение, что в коллекциях место лишь идеальным экземплярам. Нехватка 1-2 зубчиков, булавочный прокол, загиб уголка уже рассматриваются, как недопустимый брак, и не многие согласятся поместить такую марку в свой альбом. 

 

В чем тут дело? Думается, что эстетическая сторона имеет здесь наименьше значение: основное - это явные или подсознательные соображения меркантильного характера. Если я стану собирать марки только в идеальной сохранности, рассуждает один, то всегда могу рассматривать свою коллекцию, как легко реализуемую ценность. Выбраковывание, “остракизм” даже слегка поврежденных экземпляров редких марок уменьшает находящиеся в свободном обращении дефицитные марки, тем самым повышая цены на имеющиеся у спекулянтов запасы.

Часто встречающиеся и обычные для почтовой марки дефекты не должны закрывать ей дорогу в альбом. Независимо от того, рассматриваем ли мы марку просто как коллекционный материал или произведение малой графики, во всех случаях дефектная марка все же лучше, чем пустое место.

Но повреждения, недостатки марки бывают разные - от отсутствия углового зубчика до сквозной дырки в центре марки. Как же, в зависимости от сохранности марки, при покупке или обмене обосновано подойти к определению ее стоимости?

Это весьма актуальный вопрос не раз поднимался в печати. Еще в 1924 году Л. Эйхфус, в то время председатель Всероссийского общества филателистов опубликовал проект распределения марок по степени их сохранности на пять сортов.

Проект этот был расплывчатым. Его свободно истолковывали, когда пытались определить недостатки марки, а также размеры ее уценки, которые для некоторых групп колебались в пределах 30 процентов. Минимальная уценка, по Эйхфусу, составляла 30 процентов первоначальной стоимости марки.

В конце двадцатых годов немецкий филателист Фильгут предложил распределять бракованные марки на три группы - по степени и характеру их дефектов. Для марок первой группы уценка определялась в 20, для второй - 50, и для третьей - 80 процентов.

Основной недостаток обоих методов заключается, по нашему мнению, в том, что не ясно было: как поступить в том случае, если у марки окажутся два или более дефекта? Л. Эйхфус вовсе не дает ответа на этот вопрос. Фильгут же разъясняет, что две или три погрешности автоматически сносят марку к третьей группе. Всегда ли верен такой подход? Скажем, плохая центровка плюс отсутствие пары зубчиков не должны бы уценить марку на 80 процентов (показатель третьей группы), как получается по Фильгуту. Мне кажется, что нужен иной критерий для оценки дефектов марок. Не стоит их распределять по группам или сортам. Вместо этого мне кажется целесообразным применять (шкалу дефектности), где каждый недостаток, в зависимости от его степени и характера, определен тем или иным показателем балла. Каждый бал означает десяти процентную уценку от основной стоимости марки. Если марка имеет два или более дефекта, следует сложить показатели. Полученное число покажет точный процент (в десятках) уценки марки. Если же сама сумма балов достигает 10, то это будет означать, что данную марку, в связи с большим количеством серьезных дефектов, приобретать для коллекции не следует.
Шкала дефектности:


1. Плохая центровка. Края марки разные - 1 балл.
2. Рисунок слегка размыт или выцвел - 2 балла.
3. Сильный штемпель по центру рисунка - 2.
4. Легкий изгиб или перелом уголка - 2.
5. Тиннинг (утончение) не более диаметра карандаша - 2.
6. Марка с дыркой в булавочный прокол - 2.
7. На одной из сторон повреждено до трех зубцов (или их нет вовсе) - 2.
8. Клей слегка поврежден. Следы наклейки (у чисто марки) - 2.
9. Незначительные пятна от чернил или жира - 3 бала.
10. Надрыв длиною на толщину спички - 3.
11. Легкие следы силикатного клея на обороте марки - 3.
12. Сильно выцветшие или полинявшие краски - 4.
13. Штемпель жирный, размазанный по рисунку - 4.
14. Сильный изгиб через марку - 4.
15. Тиннинг размером с копеечную монету - 4.
16. Марка с дыркой в булавочную головку - 4.
17. Все зубцы слегка повреждены или отсутствует до шести зубцов - 4.
18. Полное отсутствие клея у чистой марки - 4.
19. Чернильные пятна общей площадью не более диаметра карандаша - 5.
20. Надрыв на толщину карандаша - 5.
21. Тиннинг размеров до трети марки - 6.
22. Марка с дырой в спичечную головку - 6.
23. Полное отсутствие зубцов на одной из сторон - 6.
24. Сильные чернильные пятна или другие загрязнения по всей марке - 7.
25. Надрыв до трети марки - 7.
26. Следы силикатного клея с не отмоченной бумагой на обороте - 7.
27. Большинство зубцов отсутствует - 8.
28. Марка разорвана пополам или часть ее отсутствует - 9.

Перечень дефектов и их определение я постарался дать возможно полнее, чтобы избежать произвольных толкований. Но вопрос, реальны ли показатели баллов и не следует ли в некоторых случаях увеличить или уменьшить их, по-прежнему остается открытым.

Комментарии: эту попытку еще с советских времен так оценивать бракованные марки действительно, как и предполагал автор статьи, нужно сегодня подкорректировать. Вся эта старая шкала может подойти лишь к оценке очень дорогих марок, которые стоят свыше 100-200 долларов, а простые марки в таком качестве уже вообще не продать.
Современная шкала дефектности

Сегодня бракованные марки я бы по этой же шкале оценивал иначе:
1. Плохая центровка. Края марки разные - 0 балл.
2. Рисунок слегка размыт или выцвел - 5 балла.
3. Сильный штемпель по центру рисунка - 2.
4. Легкий изгиб или перелом уголка - 2.
5. Тиннинг (утончение) не более диаметра карандаша - 4.
6. Марка с дыркой в булавочный прокол - 4.
7. На одной из сторон повреждено до трех зубцов (или их нет вовсе) - 10.
8. Клей слегка поврежден. Следы наклейки (у чистой марки) - 3.
9. Незначительные пятна от чернил или жира - 5 бала.
10. Надрыв длиною на толщину спички - 5.
11. Легкие следы силикатного клея на обороте марки - 3.
12. Сильно выцветшие или полинявшие краски - 7.
13. Штемпель жирный, размазанный по рисунку - 5.
14. Сильный изгиб через марку - 8.
15. Тиннинг размером с копеечную монету - 8.
16. Марка с дыркой в булавочную головку - 10.
17. Все зубцы слегка повреждены или отсутствует до шести зубцов - 10.
18. Полное отсутствие клея у чистой марки - 6.
19. Чернильные пятна общей площадью не более диаметра карандаша - 8.
20. Надрыв на толщину карандаша - 9.
21. Тиннинг размеров до трети марки - 10.
22. Марка с дырой в спичечную головку - 10.
23. Полное отсутствие зубцов на одной из сторон - 10.
24. Сильные чернильные пятна или другие загрязнения по всей марке - 10.
25. Надрыв до трети марки - 10.
26. Следы силикатного клея с не отмоченной бумагой на обороте - 9.
27. Большинство зубцов отсутствует - 10.
28. Марка разорвана пополам или часть ее отсутствует - 10.
Ну, и естественно, при оценке дефектности в десять баллов - марка уже ничего уже не стоит.

Автор: Николаенко С.Н.