Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Искусство картмаксимума

Н. Возженников. "Искусство картмаксимума". "Филателия СССР", 1971, №9, стр. 10-11

НА МЕЖДУНАРОДНОЙ филателистической выставке в Бухаресте 1970 года (причем в конкурсном классе) впервые экспонировались как самостоятельный вид коллекционирования четыре группы коллекций картмаксимумов: географическая, портретная, искусство и раритеты.

Посетители выставки имели возможность познакомиться с редким картмаксимумом: почтовая марка Египта с изображением сфинкса и пирамиды наклеена на идентичную по рисунку цветную карточку и погашена календарным штемпелем-"Каир 25 мая 1909 г.". Не меньший интерес вызвал и картмаксимум, сделанный в Мадриде в 1931 году. Это композиция из марки и открытки с воспроизведенными на них репродукциями картины "Обнаженная маха" великого испанского художника Ф. Гойи.

Самый факт выхода картмаксимума как предмета собирательства на международную филателистическую арену примечателен. И что особенно отрадно, совсем не случаен. Увлечение максимум-филателией становится все популярнее среди коллекционеров. В этом нетрудно убедиться, побывав на почтамте в день специального гашения: чуть ли не каждый четвертый в длинной очереди филателистов держит в руках открытку с наклеенной почтовой маркой.

Но, к сожалению, здесь же можно наблюдать, как коллекционер, не зная основных требований к изготовлению картмаксимума, просто-напросто портит коллекционный материал. В связи с этим представляется небесполезным на нескольких конкретных примерах показать, что же такое картмаксимум.

Это сувенир, составленный из иллюстрированной почтовой карточки (или художественной открытки) и почтовой марки.

Первое непременное требование к картмаксимуму - идентичность рисунка марки и карточки, включая ракурс изображения. Однако на марке может быть и лишь фрагмент рисунка открытки.

Но карточка и марка, наклеенная на нее, с одинаковым рисунком еще не составят картмаксимума.

Картмаксимум объединяет два вида коллекционирования - филателию и филокартию, причем первоосновой в нем является марка. С выпуска ее в почтовое обращение и начинается подчас хлопотливый поиск тождественной карточки или художественной открытки, а затем и соответствующего гашения.

Международные правила допускают лишь незначительные отклонения в рисунках основных компонентов. Такое допустимое отклонение видно на примере "В. И. Ленин на новогодней елке" (рис. 1). На открытке репродуцирована картина художника Н. Жукова, а на марке сюжет этой картины фрагментирован и имеет некоторые отклонения во второстепенных деталях.

Наконец, третий заключительный этап подготовки картмаксимума - это гашение.
Календарный или специальный штемпель тематически объединяет марку и карточку. Помимо чисто декоративной он выполняет - и это главное - филателистическую функцию.

Наиболее удачным можно считать такое гашение, которое имеет оригинальный сопроводительный текст и выразительное оформление. Однако может быть удачно использован и обычный календарный штемпель, при условии если дата и место его применения связаны с сюжетом рисунка открытки и марки.

Так, на картмаксимуме "В. И. Ленин среди крестьян села Шушенское" календарное время штемпеля имеет дату 29.01.60, отмечающую 60-летие окончания ссылки Владимира Ильича в Сибирь. Ценность этому картмаксимуму придает и другой сопроводительный штамп с текстом: "Дом-музей В. И. Ленина в с. Шушенское, Красноярского края". Значит, картмаксимум побывал не только на почте, но и в доме, где жил и работал В. И. Ленин.

Марка ко дню гашения должна находиться в почтовом обращении страны - это одно из обязательных условий, предъявляемых к картмаксимуму. Однако нередко можно наблюдать, кок не только что выпущенные карточки наклеиваются марки, уже вышедшие из обращения, и гасятся они календарным или спецштемпелем. Такие "сувениры" лишены какого-либо почтового или филателистического значения.

На рис. 2 представлен картмаксимум "А. М. Горький", сделанный с помощью марки № 437 со старым номиналом, а штемпель поставлен в юбилейные дни - 28 марта 1968 года и отмечает 100-летие со дня рождения великого писателя. Получился не более как декоративный сувенир.

В заключение несколько практических советов.

Марка наклеивается на лицевую сторону карточки с учетом как эстетических, так и технических требований: во-первых, она должна быть без изъянов и ее хорошо должно быть видно; во-вторых, на карточке, возле марки, следует предусмотреть светлое место, на котором ясно просматривался бы оттиск штемпеля.

Я не случайно озаглавил свою заметку "Искусство картмаксимума". Ведь этот вид собирательства требует от коллекционера не только настойчивости в поисках необходимого для создания картмаксимума материала, не только отличного знания предмета собирания, но и развитого эстетического вкуса.

Коллекционирование картмаксимумов и, в особенности, их собственноручное изготовление - увлекательное занятие в часы досуга.