Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Композиция картмаксимума

Н. Возженников. Композиция картмаксимума. Филателия СССР. 1975. №10. Стр. 13

Эстетическая привлекательность картмаксимума несомненно зависит от того, какое место на нем занимает марка.

Дело в том, что и марка, и открытка, и штемпельный оттиск являются изобразительными элементами картмаксимума, его композиции. Их компоновка играет решающую роль для подчеркивания филателистических достоинств картмаксимума.

Начинающие максимафилисты иногда допускают непростительные ошибки, нарушая одно из непременных условий композиции — компоновочное равновесие картмаксимума, то есть то условное равновесие, которое зависит от выбора наиболее удачного расположения марки на лицевой стороне художественной открытки.

Где же та «золотая середина»? Разумеется, готовых рецептов нет, но некоторые рекомендации заслуживают внимания коллекционеров.

Во-первых, марку желательно располагать поблизости от зрительного центра рисунка открытки, и тогда она окажется в зоне наилучшего визуального восприятия. Такой картмаксимум легко «читается», на него приятно смотреть.

Во-вторых, марка не должна закрывать более 1/3 рисунка на открытке, и тем более ею нельзя прикрывать наиболее важные детали сюжета, как это делают дебютанты. Вот на рисунке 1 воспроизведен, на наш взгляд, неудачный картмаксимум по картине «Мальчик с собакой» художника Мурильо.

Но где же на открытке собака? Увы — под маркой.

Другой пример. Мне не раз приходилось видеть картмаксимум по картине великого русского живописца И. Репина «Бурлаки на Волге», на котором марка закрывает баржу. Один из авторов такого картмаксимума мотивировал свое исполнение тем, что, мол, на марке № 3778 дан лишь фрагмент картины, поэтому баржа на открытке заклеена «для идентичности сюжетов». Так в угоду формальности извращается главный смысл произведения художника.

В-третьих, необходимо отметить, что многие партмаксимумы строятся по законам симметрии или пропорционального размещения отдельных частей рисунка относительно его вертикальных и горизонтальных осей. Картмаксимум с портретом известного полярного исследователя, Героя Советского Союза Э. Т. Кренкеля (рис. 2) построен по этому принципу. Здесь оба портрета — и на марке и на открытке — находятся на одной вертикали. А некоторая ассиметричность штемпеля диагонально уравновешивается стилизованным рисунком полярного солнца в левом верхнем углу открытки. Но попробуйте передвинуть марку вправо или влево, и компоновочное равновесие тотчас же нарушится, аббревиатура штемпеля перекроет памятную дату на открытке. В изобразительный строй такого картмаксимума будет внесена дисгармония.

Впрочем, преднамеренная ассиметричность расположения марки на открытке вполне допустима. Она встречается на партмаксимумах с репродукциями картин и в зависимости от сюжета подчеркивает эффект непринужденности или .монументальность оригинала.

В-четвертых, штемпель ставится на светлое место либо сбоку, либо снизу марки. Если же его поставить на верхний край марки, то она окажется «подвешенной» к штемпелю и композиционное решение потеряет изящество.

И наконец, если позволяет место, то марку с белым полем целесообразно приклеивать на цветную живописную плоскость открытки, но не ближе 3—5 мм от ее края. Марка, расположенная вровень с кромкой, будет создавать впечатление неустойчивости и «соскальзывания» с открытки. Итак, благоприятная композиция картмаксимума зависит от рационального размещения марки и штемпельного оттиска на открытке. Она усиливает идейно-художественное воздействие на зрителя, активизирует его внимание.

В заключение отметим, что не всегда возможно совместить все перечисленные условия. Только в результате творческого подхода получается оптимальная модель картмаксимума, удовлетворяющего всем эстетическим требованиям.