Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Почта - детям

Попов Б., Почта - детям. "Советский филателист - Советский коллекционер - Radio de Filintern", 1926, № 9, стр 1-4.

В одном из последних номеров нашего журнала была исчерпывающе освещена работа Организации Уполномоченного за все годы ее существования и приведены материальные ее результаты - собранные средства, которые целиком пошли на борьбу с детской беспризорностью.

В этой борьбе - основной смысл существования Организации, ее главная задача, ее центральный лозунг.

Сделано много. Но надо сделать больше. Безгранична нужда в средствах для изжития самой болезненной из наших социальных язв и никогда нельзя сказать "довольно!" там, где дело идет о будущем поколении граждан, о нашей смене и нашей надежде.

Надо сделать больше и можно сделать больше. Можно сделать больше, потому что нами еще не исчерпан, а только вскользь затронут один из обильных и наиболее устойчивых источников привлечения средств для выполнения главной нашей задачи - помощи детям.

Мы говорим о специальных марочных эмиссиях, доход с которых, - и доход не случайный, а постоянный, -должен пойти на борьбу с детской беспризорностью.

Идея таких эмиссий не нова, и мы имеем здесь пред собою уже 14-летний опыт других стран. Кое-что было сделано и у нас. Но именно только случайной была наша собственная попытка в этом направлении. Наша эмиссия "Филателия-детям", в августе 1922 г. осуществилась всего в количестве 77.875 штук, при 6 основных разновидностях марок. Такой ничтожный тираж был рассчитан, естественно, только на узкий круг филателистов. Об этом говорило и самое название эмиссии. Осуществление же этой эмиссии путем надпечаток на старых имперских марках подчеркивало элемент ее случайности, ударности и во всяком случае-эпизодичности.

То, о чем мы теперь говорим, должно быть и остаться постоянным фактом, явлением периодическим, а не эпизодическим.

Самое же главное то, что предлагаемые эмиссии должны быть рассчитаны не только на узкий круг филателистов, хотя бы и в международном масштабе. Они должны быть рассчитаны на все население Союза, которое по копейкам может дать и дает те громадные средства, которые необходимы на помощь детям.

Эти эмиссии соответственно должны изменить и лозунг. Лозунг этот будет уже не "Филателия-детям", а "Почта- детям". Почта, как учреждение мирового масштаба, почта, как двигатель, который протолкнет эти эмиссии по всем странам земного шара, укрепляя не только материальные средства нашей организации, но и те нравственные связи, которые существуют между трудящимися всех стран в таком деле, как борьба за благо и самую жизнь молодого поколения.

Эмиссии "Почта-детям" должны быть регулярны (ежегодно), миллионы по тиражу и узаконены в международном масштабе. Это значит, что марки "Почта-детям" должны быть действительными для оплаты писем, идущих из СССР во все государства, состоящие членами Всемирного Почтового Союза - L' Union Postale Universelle (сокращенно U. P. U.).

Это не только достижимо, но и давно уже доступно. Доказательство этому - опыт наших предшественников. Опыт, который мы должны изучить, учесть и использовать полностью.

Первой вступила на путь "детских" эмиссий почтовых марок Швейцария. Но и она не сразу нащупала настоящую их почву.

В декабре 1912 года швейцарское обще федеральное общество Pro Juventule, имеющее целью бороться "За детей", работать "Для детей" (так переводится его латинское название-лозунг "Pro Juvcnlutc), выпустило не почтовую еще марку, а простую виньетку, подобно выпущенной Испанией недавно виньетке Colegio de Huerfanos de Correos-Donativo Voluntario (Коллегия Сирот Почтовиков-добровольное пожертвование).

Как и теперешняя испанская виньетка, швейцарская Pro Jiiventute 1912 г. была не знаком почтовой оплаты, а маркой благотворительной. Продавалась она по 10 сантимов (3 и три четверти копейки) и наклеивалась на письма добровольно, сверх обычных почтовых марок.

Эта не почтовая, а только благотворительная марка остается совершенно не известной большинству коллекционеров. Она не вошла в каталог, как не вошла в них и теперешняя испанская виньетка Huerfanos de Correos, или наша благотворительная марка "Дети - строители будущего", выпущенная Деткомиссией при ВЦИК.

Такие благотворительные виньетки, как общее правило, распространяются туго. Кроме того, у них "нет будущего"", так как они не имеют рыночной ценности, как филателистический материал, той ценности, которой в той или иной степени, обладает каждая почтовая марка.

Тем не менее маленькая Швейцария, все население которой не превышает средней русской губернии, сумела распространить в течение нескольких месяцев более трех миллионов этой виньетки, и операция эта дала Обществу Pro Juventute 127 1/2 тысяч золотых франков чистой прибыли, что равняется 48.000 довоенных рублей.

И сейчас еще коллекционеры благотворительных марок и филателисты, специализировавшиеся на Швейцарии, разыскивают эту предшественницу настоящих почтовых Pro Juventute. Изображала она группу детей в лучах солнца с лозунгом "Солнце и здоровье для всех!", была издана очень изящно в трех разных цветах, причем каждая разновидность различалась и по языку надписей, соответственно трем основным национальностям Швейцарии: немцам, французам и итальянцам.

После такого удачного начала, открыв столь богатый источник средств, Швейцария использовала его и продолжает использовать еще шире и глубже. Со следующего же года Швейцария приступила к выпуску почтовых Pro Juventute, т.е. знаков почтовой оплаты с благотворительной надбавкой, подобно нашим маркам "Голодающим" 1922 г. или имперским почтовым эмиссиям 1905 и 1914-15 г. в пользу воинов и их сирот.

Первая выпущенная в 1913 г. почтовая Pro Juvenluve (Ивер, Швейцария № 137) продавалась по 10 сантимов, из которых 5 шло на оплату почтового тарифа и 5 в пользу Pro Juventute. Марка эта была действительна не только внутри Швейцарии.

В силу сепаратных соглашений с нижепоименованными государствами, марка эта была действительна для оплаты писем, идущих из Швейцарии в Россию, Италию, Португалию, Данию, Баварию и Венгрию.

Не будем подробно перечислять следующих ежегодных почтовых эмиссий швейцарского Pro Juventute. Скажем только, что в 1915 году вышло уже две марки Pro Juventute (Ивер, Швейцария №№ 149 и 150), затем по три, а с 1922 г. и по четыре марки ежегодно.

В 1920 году на 7 Конгрессе U.P.U. швейцарские Pro Juventute были признаны законным знаком почтовой оплаты для всякого рода корреспонденции, идущей из Швейцарии во все страны Всемирного Почтового Союза. В число этих стран, разумеется, входит и СССР, подписью которого затем было скреплено это международное соглашение. Это опять-таки надо напомнить, когда в том представится надобность.

Такова вкратце история швейцарских Pro Juventute. Каждому филателисту хорошо известны эти прелестные почтовые марки - всегда желанные гости наших альбомов - и по своему лозунгу "Детям!" и по своему изяществу и тщательности выполнения, которые ставят их на одно из первых мест среди марок всего мира.

Также известны филателистам и подражающие Pro Juventute эмиссии Ямайки (Child Welfare 1923) и аналогичные эмиссии Франции (Orphelins 1917 и надпечатки 1921), Австрии (1924), Венгрии (1925), Германии (1925) и многие другие.

Последние хотя и ставят себе общеблаготворительные задачи, но все же с помощью детям в центре.

Если СССР не вступил еще на этот путь, то не потому, чтобы мы не нуждались в средствах для наших детей, а потому, что мы - в лице Организации Уполномоченного, - изыскивали и находили эти средства иными путями (марочная и бонная монополия, обменный сбор и проч.).

Теперь эти пути, найденные нами, используются другими странами (Италия). Настало время и нам в свою очередь использовать те пути, которые найдены другими. Повторяем: сделано много, но можно сделать и нужно сделать больше!

Теперь, когда все внимание нашей общественности привлечено на борьбу с детской беспризорностью, когда особенно стали ясны нам глубина и ширина этого социального бедствия, теперь не только можно, но и необходимо прибегнуть и нам к этому источнику. Он широко используется в международном масштабе другими странами, даже такими, которые не только не пострадали, а, наоборот, разбогатели от ужасов мировой войны (Швейцария, Ямайка). Кроме того, в других странах, хотя бы даже в разбитых Германии, Австрии или Венгрии, вопрос о борьбе с детской беспризорностью никогда не стоял и тем более не стоит так болезненно и остро, как у нас, вынесших на своих плечах не только мировую войну с большими, чем кто-либо жертвами, но и величайшую из революций мировой истории и войну гражданскую в масштабе, не виданном уже несколько столетий, со всеми неизбежно сопутствующими ей потрясениями и бедствиями, не говоря уже о бедствиях стихийных, как голод 1922 г.

Сложившиеся в силу всего этого условия призывают нас напрячь все силы в борьбе за наше будущее, за наших детей.

Ничего не должно быть упущено из виду. Ни одно средство, ведущее к такой цели не должно быть отвергнуто.

Намечаем основные вехи предполагаемых эмиссий "Почта-детям".

Цель-привлечение средств на помощь детям через аппарат Организации Уполномоченного. Первоначально - борьба с детской беспризорностью. Дальше, когда эта язва будет изжита, борьба с детскими болезнями, охрана материнства и младенчества, развитие сети всевозможных детских учреждений, наконец, материальная помощь школе.

Осуществление. По перманентному соглашению с Наркомпочтелем, Организация Уполномоченного ежегодно выпускает серию почтовых марок "Почта-детям" со строго определенным и заранее объявленным тиражей. Последнее необходимо, чтобы сразу выявить "рыночную" цену эмиссии в филателистическом мире и в корне пресечь кривотолки о спекуляции и те наветы о бесконечном, будто бы, "перепечатывании со старых досок", которые, конечно, не преминут появиться, как это мы уже знаем из опыта.

Продажная цена марок слагается из стоимости почтового тарифа и надбавки "детям", в размере от 1 коп. до 3 коп. Отнюдь не более. Мы едва еще выходим из всеобщего разорения и большие надбавки будут непосильны для покупателей марок. Ведь потребителями последних мы представляем себе не филателистов только, а широчайшие массы трудящегося населения.

Хождение - необходимо добиться признания эмиссий "Почта-детям" в международном масштабе, как знаков почтовой оплаты, действительных для всякого рода корреспонденции, идущей из СССР во все страны U.P.U.

Об этом нужно немедленно войти в сепаратные соглашения с возможно большим количеством стран, пока с каждой отдельно. На ближайшем конгрессе U.P.U. закрепить это, подобно швейцарским Pro Juventute, как общее правило, обязательное для всех членов U. P. U.

Срок. Каждая серия марок датируется тем годом, для которого она предназначена. Марки действительны для оплаты корреспонденции, сданной на почту с 1 января по 31 декабря того года, который значится на самой марке.

Продажа. Марки заблаговременно и в достаточном количестве рассылаются на места, обязательно во все без исключения предприятия Нарсвязи до почтовых столов Волисполкомов и почтарей сельских кольцовок включительно.

Продажа марок начинается со дня их получения на местах и во всяком случае не позже 1 января соответствующего года. Оканчивается продажа не ранее 31 декабря того же года.

Ликвидация. Оставшиеся непроданными на последний день года марки стягиваются отовсюду и возвращаются в Организацию Уполномоченного. Они поступают в общий фонд Организации, наравне с другими аннулированными эмиссиями, для продажи уже в качестве исключительно филателистического материала.

Поскольку тираж эмиссии был заранее зафиксирован и официально объявлен, и доски были уничтожены, или приведены в негодность тотчас после окончания печатания (сделать это желательно публично и во всяком случае при широком контроле общественных организаций, о чем обязательно составить официальный акт), оставшиеся марки явятся крайне ценным филателистическим товаром, которому обеспечен сбыт на многие годы при непрерывном возрастании цен, как мы видим на примере швейцарских Pro Juventute.

Мы наметили здесь только основные моменты, только отправные точки эмиссии "Почта-детям".

В процессе обсуждения нельзя забывать об одном и самом главном: время не ждет. Первая, так сказать - пробная, эмиссия "Почта - детям" непременно должна быть осуществлена в 1927 году, хотя бы и не с января, а позже, т.е. с некоторым сокращением (не полный год) срока ее бытия, как знака почтовой оплаты. Пусть первые марки "Почта-детям" появятся в феврале - марте 1927 года, но они должны появиться.

Время не ждет. Каждый день замедления, который мы потеряем в спорах и колебаниях или, еще того хуже, в междуведомственных трениях и бюрократической волоките, будет потерян не только для помощи детям, но и для всего будущего нашей страны... Потому что ведь сегодня, сейчас, когда вы читаете эти строки, единственное, что уже реально существует аз нашего будущего - это дети.