Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Тематика и ее проблемы

В. Вульф. Тематика и ее проблемы. "Филателия СССР". 1978. №10. Стр. 47-49

Методология составления хронологических коллекций опытом нескольких поколений филателистов стала уже поистине "классической". Проблемы же современного тематического коллекционирования требуют серьезных теоретических исследований. Достаточно вспомнить, что на протяжении пятнадцати последних лет трижды менялся официальный "Международный регламент для тематического класса коллекций". Эти изменения происходили не по прихоти членов тематической комиссии ФИП, а являлись отражением положительного и отрицательного опыта при составлении и демонстрации коллекций на крупных выставках.

При внимательном анализе трансформации требований "Регламента" проступает явная тенденция приблизить содержание тематических коллекций к уровню научно-популярной разработки определенной темы. Эта тенденция четко прослеживается в кардинальном решении ликвидировать категорию мотивных коллекций, бессмысленных, бесплановых подборок. Для всех стало очевидным, что "тематика", расположенная по хронологии выпусков, может представлять интерес только в филателистическом комиссионном магазине. На демонстрационном стенде это должно быть "тщательное тематическое исследование".

Для этого филателисту необходимо упорно и целенаправленно проводить поиск по двум направлениям одновременно: в интересующей его области знаний искать свою конкретную тему, а в безграничной, стихийно нарастающей лавине почтовых эмиссий - материал, позволяющий глубоко и объемно осветить эту тему.

Но тут его подстерегают две опасности: выбрав априори конкретную тему, можно перечитать внимательнейшим образом генеральный каталог и захлопнуть его на последней странице, так и не найдя материала, а, с другой стороны, не определив конкретной темы и только испытывая интерес к какой-нибудь области знания, "утонуть" в огромном объеме тем и проблем, отраженных совершенно калейдоскопическим сочетанием сюжетов, объединенных весьма неопределенным понятием "тематика".

Правда, существуют в тематической филателии и свои компасы - справочники-каталоги.

Принципиальным, на наш взгляд, недостатком этих изданий является расплывчатое, не уточненное понимание термина "тематика" и столь же расплывчатое определение границ тематического материала.

Смысл тематической филателии - использование филателистических документов для раскрытия, объяснения, исследования какой-нибудь темы, взятой из любой области наших знаний, отражающихся в почтовой миниатюре двояким путем: как иллюстрациями, так и историческими фактами, зафиксированными выпусками (одно с другим может не совпасть). Способ трактовки иллюстрации или факте - вопрос индивидуального подхода автора коллекции.

Почтовый документ может нести несколько познавательных функций по совершенно различным аспектам наших знаний.

Но исходя из целей тематической филателии, почтовые материалы необходимо прежде всего дифференцировать по системе, градации, "иерархии" наук. То, что окажется единственно удовлетворительным в определении термина "тематика", явится принадлежностью почтового материала по сюжету или поводу выпуска к одной из наук. Совершенно очевидно, что "Флора" и "Фауна" - это не тематика; впрочем, как и не тематика "Искусство" или "Спорт".

Совершенно ясно, что оригинальные коллекции будут появляться на "стыках" тематик. Для появления грамотных тематических коллекций необходимы грамотно составленные справочники-каталоги.

Любое такое издание должно открываться серьезным и глубоко аргументированным определением предлагаемой тематики и изложением принципов определения границ этого понятия. Подобное введение необходимо для того, чтобы начинающий коллекцию смог определить принадлежность нового выходящего материала к основному фонду своего собрания.

Кто доказал, что в отечественной филателии существует всего 91 марка по "тематике" "Флора"? А "Флора" Рембрандта? Ведь символика и атрибутика присутствуют почти в каждой тематике, а воспроизведение цветка на картине известного художника и рисунок цветка художника - автора марки, репродуцированные на миниатюрах, представляют собой явление одного порядка. Если же речь идет о научной и художественной цели воспроизведения (разница очевидна), то кто сказал, что по художественному произведению любого вида искусств нельзя научно изучить действительность? Крупнейший музыковед Е. М. Браудо посвятил целую работу изучению музыкальных сюжетов по картинам Эрмитажа.

Главная проблема заключается в целесообразности существования каталога "Флора" в роли тематического справочника. Если книга Г. Ф. Бурдынного вышла как торговый каталог, то в ней должны быть проставлены цены. Если же перед нами справочное издание, призванное содействовать созданию содержательных тематических коллекций, то русская транскрипция латинских названий ни на йоту не прибавляет познавательной ценности приведенным материалам. Даже в информационных разделах периодики стало уже нормой указывать латинское название представителей флоры и фауны, изображенных на марках.

Открывая справочное руководство по искусству, отраженному в филателистических материалах, читатель ожидает в первую очередь найти характеристику основных видов искусства, то есть изобразительного, театрального, литературы и музыки. Каждое из них имеет свою специфику, СВОЮ форму отражения и освоения действительности. Только детально разобравшись в видах и формах их отражения в почтовой миниатюре, можно перейти к тематике "на порядок выше", то есть к обобщенному понятию "театр". Такова логика искусствоведения, хотя исторически все виды искусств теснейшим образом связаны Друг с другом. У Ю. М. Климова эта логика не соблюдается: избегнув "рифов" музыки и танца (тематик действительно "трудных"), он подменяет понятие "драматическое искусство" понятием театра "вообще", умудряясь "впрячь в одну телегу коня и трепетную лань", соединив и смешав категории, жанры, стили драматургии (вид литературы), сценографии (вид изобразительного искусства), музыкального и оперного театра (жанр музыки и танца), балета, как музыкального жанра и как танцевального искусства.

Анализ этого и многих других справочных изданий привели автора статьи к "сакраментальной" мысли. Действительно ли необходим в тематических каталогах хронологический принцип изложения материала по дате выпуска?! Не довлеет ли над нами столетняя традиция "классики", которая безусловно оправдана при создании хронологических коллекций, но абсолютно бесполезна при комплектовании тематических? Коль уже опытом доказана нецелесообразность "мотивных" коллекций, то оставлять изначальным принципом хронологию, как "первую ступень" к коллекции тематической, по мнению автора, попросту бессмысленно. Само понятие "каталог", а тем более "справочник", совершенно не обязывает придерживаться традиционной хронологии. Каталог по конкретной тематике должен быть построен в той системе, которой оперирует та область, чьи аспекты освещает данная тематика. Например, литература.

Автор-составитель тематического каталога по литературной тематике прежде всего обязан определиться в системе национальной литературы, продолжив систематику по эпохам, то есть по системе истории литературы. Отдельными разделами окажутся события литературно-общественной жизни (конференции, симпозиумы, съезды), а также материалы по деятельности Союза писателей СССР (декады искусства и литературы, книжные выставки, дома творчества и т. д.).

Начинающий филателист-тематик, интересующийся "литературой в филателии", но еще не определившийся в конкретной теме, сумеет при такой системе подачи материала определить:

  1. Критерии принадлежности материала к данной тематике для включения в нее новых выпусков и ее границы.
  2. Объем основного фонда по отдельным разделам национальной литературы.
  3. Объем основного фонда, посвященный каждому писателю и его произведениям с учетом материалов, посвященных предшественникам, современникам и продолжателям традиций.
  4. "Белые пятна" в тематике. Употребляя термин "основной фонд тематики", тем самым подчеркиваем безосновательность опасений целого ряда составителей "навязать" конкретную тему читателю, ибо познание основного фонда тематики в системе совершенно не гарантирует возможности создания тематической экспозиции, потребующей привлечения дополнительных сведений по родственным дисциплинам.

В 1967 году вышел каталог-справочник "Советская космонавтика в филателии" Е. П. Сашенкова, предвосхитивший в своей основе научный принцип систематизации. Если бы этот принцип, детально разработанный Е. Сашенковым, применить к новому изданию каталога "Почтовые дороги космонавтики", совместив одновременно с иллюстрацией марок, конвертов и спецштемпелей, то получился бы "идеальный" тип справочного издания по тематике, отмечающий хронологическую систему и утверждающий изначальную систематизацию, как первую ступень к тематической экспозиции.

В 1969 году "Союзпечать" выпустила каталог В. А. Карлинского "Почтовые марки, посвященные В. И. Ленину", автор которого при всем обилии материала, при всей неисчерпаемости этой вечной и бессмертной темы нашел единственно правильный путь научной систематизации Ленинианы.

По поводу работы В. А. Орлова нельзя ограничиться обычным "комплиментом". Но почему главное содержание этого труда - тематический раздел - оказался на задворках книги (стр. 157-163)?! Построй автор "Флота нашей Родины" изложение материала по системе своего же "Тематического указателя", сняв предварительно никому не нужные дополнительные каталожные номера, перед нами был бы второй "идеальный" каталог-справочник.

Советская тематическая филателия растет и мужает, творчески осваивая еще сравнительно молодую область коллекционирования. Необходимость теоретической разработки и опережающих методологических рекомендаций становится все более очевидной.