Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Работа над коллекцией

Я. Озолиньш. Работа над коллекцией. Филателия СССР. 1973. №5. Стр. 11-14

Уже 13 лет я работаю над тематической коллекцией о второй мировой войне. Моменты поиска, раздумий и сомнений были моими постоянными спутниками. Я часто присматривался, как работают мои коллеги. Так постоянно накапливался материал для книжки тематическая коллекция почтовых марок». С некоторыми главами хочу познакомить читателей журнала...

ПЛАН ПОСТРОЕНИЯ КОЛЛЕКЦИИ

Конструктивный план является важной составной частью каждой тематической коллекции Согласно международному выставочному регламенту установлено, что к коллекции вместе с планом прилагается и короткая аннотация. Далее указано, что объем их не должен превышать двух альбомных листов. Таковы требования, а как решать этот вопрос практически? На мой взгляд, перед тем как составлять подробный план, следует составить конструктивный план. Очень важно в самом начале определить, с чего начать и чем закончить. Следует учитывать такие факторы, как свободное время, возможности приобретения и хранения материалов.

В принципе план коллекции мало чем отличается от подобных планов на уроках литературы: есть вводная и основная части, а также заключение. Практически составление конструктивного плана не создает трудностей.

Более подробно хочется рассказать о познавательной цели плана. Наша будущая коллекция всегда покажет, как мы знаем спою тему, как следим за новинками. Поэтому основное внимание всегда следует уделять изучению литературы как общей, так и филателистической. Опыт показывает, что авторы интересных коллекций прежде всего основательно изучили свою тему.

Никогда не следует прибегать к копированию других, уже показанных на выставках коллекций или педантично руководствоваться справочниками. Путь самостоятельного поиска намного труднее, но он всегда дает более полное удовлетворение.

Зачастую автор знака почтовой оплаты в маленькое художественное произведение включает много мелких деталей, расшифровка которых может стать темой целого раздела коллекции. Так, например, в 1944 году, в связи с 25-и годовщиной ВЛКСМ, вышла серия марок. На марке (№ 874) изображены два танка, идущие в атаку. Над одним из них флаг с текстом: «Вперед, на Запад!» Внимательно рассмотрев передний план, на танке увидим надпись: «Тамбовский колхозник». Что означают эти слова? Почему художник выбрал этот сюжет? Изучая литературу о Великой Отечественной войне, я узнал о самоотверженном почине колхозников Тамбовской области в 1943 году — отдавать собственные сбережения для строительства танков. Инициативу тамбовцев поддержал весь советский народ.

Другой пример. В 1967 году вышла марка № 3463 с портретом Героя Советского Союза старшего матроса В. В. Ходырева (1923—1944). В 1969 году вышла другая марка (№ 3770) с памятником освободителям города Николаева. Обе марки повествуют о бессмертном подвиге 68 героев-десантников — участников освобождения города Николаева.

Только после внимательного изучения литературы приступаю к следующему этапу — составлению конкретного плана коллекции. Здесь уже учтены все известные филателистические материалы. По поиск иногда приводит к неожиданным находкам, поэтому план может несколько изменяться. Но в целом он сохраняется. Далее я основную тему разделяю на несколько подтем (разделов), которые, в свою очередь, делятся на подотделы.

При составлении плана учитываю следующие основные правила:
а) включаю все виды знаков почтовой оплаты и филателистическую документацию (почтовые штемпеля, цельные вещи, почтовые марки);

б) включаю филателистические материалы не только одного государства, а также других стран мира;
в) руководствуюсь принятой в нашей стране классификацией — трактовкой событии, терминологией и т. д.

В разработке плана по каждой теме есть свои особенности, но и аналогичных темах планы подобны. ПУСТЬ это обстоятельство не смущает филателиста. Слово за автором в выборе материалов, в художественном оформлении. Здесь он имеет полную свободу действий.

Остановимся на одной теме: «Вторая мировая война». Эмиссии знаков почтовой оплаты по такой подтеме выпускались во многих странах.

При составлении плана руководствуюсь книгой «История СССР» для средней школы. О ходе войны рассказывается в пяти главах книги. Столько же разделов планирую я для своей коллекции. Вот они:

I. Начало Великой Отечественной войны.
II. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
III. Великое наступление Советской Армии в 1944 году.
IV. Самоотверженная работа советского народа в тылу.
V. Завершающие победы Советского Coюза над гитлеровской Германией.

Каждый раздел разбиваю еще на несколько подотделов, например:
1. Сталинградская битва.
2. Курская битва.
3. Битва за Днепр.
4. Героическая борьба советских партизан.

Согласно каталогу «Почтовые марки СССР», определяю марки, которые относятся к разным разделам коллекции, и делаю соответствующие отметки в своем плане (название серии, № по каталогу). Те почтовые марки, которые посвящены Великой Отечественной войне, но не соответствуют разделам коллекции, помещаю на отдельном листе.
После этого приступаю к изучению выпусков зарубежных стран, руководствуясь каталогом «Липсия». Много внимания уделяю просмотру филателистических журналов социалистических стран, где лаются информации о спецштемпелях и цельных вещах.

В СССР издано 97 почтовых марок во время и свыше 300 после Beликой Отечественной воины. Теме посвящается 310 цельных вещей. 60 специальных штемпелей гашения.

Потом из своей коллекции отбирав марки, раскладываю их в кляссеры но разделам и подтемам в такой последовательности, как предполагается в будущей коллекции. В кляссере для лучшего обозрения марки размещаю так, чтобы для каждого подотдела было не меньше листа. Те марки, которые не подходит к общему плану, оставляю на последующие страницы альбома и включаю их и отдельные разделы только тогда, когда собран справочный материал.

Специальные штемпеля и цельные вещи вкладываю вконверты по разделам. На КАЖДОМ конверте делаю отметки о размещенных в нем материалах. Например: «V-3» — пятый раздел третий подотдел.

Особое внимание всегда уделяю поискам почтовой документации — подлинных писем и открыток периода войны. Такие материалы тоже размещаю в соответствующих разделах коллекции.

Очень интересным и нужным материалом являются календарные штемпеля, которые должны быть непременно включены в коллекцию.

АННОТАЦИЯ И УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ

После размещения марок в кляссере приступаю к подбору аннотации для каждого филателистического материала.

Вначале я нарезаю листы из белой бумаги в размере почтовой карточки. В верхнем правом углу надписываю римскими цифрами главы, и левом верхнем углу — арабскими цифрами — номер раздела (подтемы). В середине, ближе к верхнему краю, ставлю номер марки и. если могу, копию этой же марки. Номера даю по нескольким каталогам. Под маркой пишу год и дату издания марки, фамилию и инициалы художника, зубцовку, бумагу, то есть те данные, которые даются обыкновенно в каталогах. На тон же карточке указываю специальные гашения и цельные вещи, которые относятся к событию. Для обозначения спецгашения и цельных вещей использую сокращения: МК — художественная почтовая маркированная карточка, КМ — картмаксимум, СГ — специальный штемпель. О специальных гашениях и цельных вещах тоже даю нее исходные данные. Если на одном листке не хватает места, я делаю запись «П» (продолжение) в правом нижнем углу, а в левом нижнем — указываю римскими цифрами номера продолжений.

Для каждой марки, если рисунки на ней разные, предусматривается отдельная карточка. При идентичных изображениях использую только одну карточку.

Один листок, например, четвертой главы («Курская битва») и второго раздела («Контрнаступление Красной Армии»), примерно выглядит так:
(лицевая сторона)
ЦФА № 2869 М № 2743
июль 1963, Великая Отечественная воина. Рисунки А. Шмидштейна. Глубокая печать. Греб. зуб. 12 1/2:12

СГ —5—6 VIII 1963 Курск. Почтамт.
МК — 24/VI—63 г. к 20-летию Курской битвы, худ. Л. Шмидштейн.
(Оборотная сторона)
5 августа 1943 года Сов. Армия овладела городами Орел и Белгород. За 50 дней боев враг потерял более 500 тысяч убитыми и ранеными и большое количество военной техники. В результате битвы на Курской дуге инициатива в военных действиях окончательно перешла к советским поискам. «История СССР», стр. 260. Учпедгиз,
1962.
Следующий листок я заготавливаю для марки № 2870 и даю небольшую аннотацию о применении танков в ходе Курской битвы.

Карточки готовлю для всех материалов и составляю их в такой последовательности, в какой они находятся в коллекции.

Следующий этан работы — расшифровать те марки, которые еще не размещены в разделах. Здесь одного учебника истории мало, использую «Историю Великой Отечественной Войны», очерки о Героях Советского Coюза, многочисленную литературу о военных событиях.

На отдельном листе пишу номер марки и исходные данные. Когда необходимая аннотация готова, указываю главу и раздел и перекладываю карточку.

Все филателистические материал и стараюсь включить в отдельные главы плана. Например, марку № 2800 (авиаполк «Нормандия—Неман») к главе «Курская битва», медаль «За оборону Москвы», марку № 971 («Ни шагу назад!») к главе «Битва под Москвой».

С большими трудностями я встречаюсь, изучая марки с портретами Героев Советского Союза. До сих пор нет такого универсального справочника, где можно найти подробные данные о Героях.

В моем плане построения коллекции не предусматривается отдельный раздел о Героях Советского Союза. При этом я руководствовался тем, что каждый участник войны связан с ее основными событиями. Правда, такое решение темы затрудняет работу над коллекцией, но делает ее более интересной. Вот почему так нужен нам универсальны справочник о Героях Великой Отечественной войны, которым посвящены филателистические материалы.

ЭКСПОНАТ ВЫСТАВКИ

«Наша цель — создать коллекцию, то есть систематизированное собрание почтовых марок, представляющее научный, исторический, художественный пли другой интерес».

Филателист стремится собрать по избранной теме как можно больше материалов, чтобы добиться полноты коллекции. Это достигается постепенно. В процессе собирания автор непременно следит не только за новинками, но и за качеством собранного материала. Современные тематические коллекции весьма велики. Проанализируем такую известную тему, как «Космос». Здесь только марок СССР насчитывается около 260. Если на одном листе в среднем размешать по 8 марок, понадобится 32 листа. Прибавим еще 200 цельных вещей на 100 альбомных листах. Столько же листов потребуется для размещения специальных штемпелей. Итак, по приблизительным подсчетам, наберется 230 альбомных листов для всех отечественных филателистических материалов по теме «Космос». Сюда еще не включены зарубежные марки. Подобная картина наблюдается также и других темах: «Спорт», «Флора и фауна», «Литература». Даже по такой сравнительно узкой теме, как Великая Отечественная война, только одни цельные вещи СССР занимают 160 альбомных листов.

Понятие «коллекция» не следует путать со словом «экспонат;;. Коллекция марок —это сокровище и исходным пункт для создания экспоната. В коллекции будет все, что мы имеем: удачно и плохо оформленные и даже незаконченные альбомные листы, интересные, редкие и совсем рядовые материалы, материалы, которые еще требуют изучения и обработки.

Экспонат — ЭТО лучшая часть коллекции, которая представляется на выставку. Как правило, экспонатом может быть только фрагмент коллекции. Последнее слово в решении судьбы экспоната всегда за выставочным комитетом, ибо он планирует и решает общие задачи выставки. Заключение выставкома является окончательным. Следует запомнить еще одну деталь: чем больше экспонатов, тем строже требования к выставленному материалу.

Филателистическая выставка не только мероприятие для любителей. Ее посещает много людей, не увлекающихся коллекционированием. Для всех 'выставка должна быть интересной. Поэтому организаторы и некоторой степени ограничивают участников, чтобы сделать экспозицию более разносторонней.

При составлении экспоната поступают по-разному. Один выбирают только один раздел коллекции, наиболее укомплектованный- Но тот способ имеет один существенный недостаток — не дает представления о всей коллекции. Поэтому экспонирование отдельных разделов коллекции практикуется только тогда, когда она содержит много интересных материалов.

Второй способ — выставлять только наиболее интересные материалы из всей коллекции или из отдельной главы. При этом всегда есть опасность потерять тематическую связь между отдельными материалами. Поэтому следует очень тщательно продумать план экспозиции. Рекомендуется также отдельные листы или разделы коллекции переделывать специально для экспозиции. Из большой коллекции всегда можно отобрать самые интересные материалы. Остановимся на одном примере. 20-я годовщина победы советского народа в Великой Отечественной войне отмечалась 10-марочной серией, 8 цельными вещами и специальными гашениями во всех городах-героях и столицах союзных республик. При этом штемпеля Москвы применялись в нескольких почтовых отделениях и были аналогичны. В одном тематическом экспонате все материалы показывать не интересно. Для экспозиции вполне достаточно показать хотя бы по одному из всех этих материалов.

В этом большое преимущество экспоната над всей коллекцией. Благодаря принципу отбора две аналогичные коллекции могут быть разными по составлению экспозиции. Регламент о тематической коллекции не ограничивает выбора филателистического материала для выставок.

При отборе экспоната очень важно участнику выставки знать объем, в котором может быть выставлена коллекция. Здесь слово за организаторами выставки. На практике еще очень редко к членам жюри попадает готовый экспонат. Чаще всего участники представляют только коллекцию.

Минимальный и максимальный объемы экспоната определяются в положенин о выставке. Если это не установлено, тогда жюри действует по своим соображениям.

В последние годы на крупных международных выставках минимальным объемом экспоната принято считать 60 альбомных листов. Только в этом случае экспонат оценивается жюри. Участнику выставки предоставляется возможность увеличивать объем экспоната, который в таких случаях оценивается полностью.

На небольших выставках строго ограничивать объем экспоната не следует. Напротив, надо стремиться, чтобы каждый выставлял все, что он имеет.

Выставочный регламент разрешает с одной и той же коллекцией участвовать в других выставках. При этом следует учесть, что такой пункт введен в регламенте для того, чтобы была возможность участнику выставок совершенствовать свою коллекцию и представлять ее на последующих выставках в переработанном виде. Однако за повторное представление экспоната на выставку без всяких дополнении или изменении снижается оценка. Учитывая, что 113 большой коллекции всегда можно подобрать другой материал для экспозиции, опытным коллекционерам не грозит опасность ограничения участия в выставках.

На всех выставках в пределах Советского Союза практикуется, помимо экспоната, представлять жюри и остальную часть коллекции: очень важно, чтобы жюри имело объективное представление о проделанной работе.

При сдаче экспоната на выставку следует составить опись в трех или пяти (в зависимости от выставки) экземплярах, указывая следующее: 1) порядковый номер листа; 2) количество марок; 3) количество блоков; 4) количество цельных вещей (конверты первого дня, вырезки из конвертов, вырезки штемпелей и т. д.). Кроме того, указывается общее количество листов, марок, блоков, цельных вещей, ориентировочная стоимость экспоната. Опись для отправки коллекции на зарубежную выставку составляется по определенной форме.