В последние годы интерес к изучению разновидностей почтовых марок СССР заметно повысился. С одной стороны, не уменьшилось число приверженцев традиционной филателии (для которых они всегда составляли существенную часть коллекции), с другой — многие представители «тематиков» осознали, что значительно весомее оказывается редкая разновидность, чем рядовой экземпляр.

Практика участия наших экспонентов в международных, а особенно всемирных «фиповских» выставках доказала, что и в тематическом классе без наличия редких филателистических материалов (в том числе и разновидностей) рассчитывать на высокую (от серебряной медали) награду не приходится. Кроме того, в некоторых случаях, когда коллекционер упирается в недоступность приобретения редких и, как правило, очень дорогих марок, не только из-за стоимости, но чаще всего из-за отсутствия предложения их на внутреннем филателистическом рынке, его энергия направляется на более глубокое изучение доступного материала, поиск и приобретение разновидностей различного характера. Письма наших читателей свидетельствуют, что наряду с несомненным интересом существует и некоторая путаница в определении и классификации разновидностей. Конечно, каждый коллекционер волен сам определять, что собирать, но, тем не менее, не стоит пренебрегать полуторавековым опытом развития филателии, выработавшим установившиеся понятия, нормы и критерии в этой области.

Попробуем определить, что же следует считать основными типом марки и ее разновидностью, а что является просто полиграфическим браком.

ОСНОВНОЙ ТИП – самостоятельный выпуск, заказанный почтовой администрацией или органом, ее заменяющим, выполненный в соответствии с утвержденным проектом, в заданном количестве и по согласованной технологии. Это марки (блоки), имеющие оригинальный рисунок, номинал, цвет, способ печати определенную бумагу и зубцовку (в том числе и беззубцовые), надпечатку. Им в каталогах должны присваиваться основные номера.

Если какая-то из приведенных характеристик изменяется, например, рисунок: вместо рабочего — солдат, номинал: вместо 5 коп.— 10 коп., вместо типографской печати — офсет, вместо бумаги — фольга, шелк, пластик, вместо беззубцовой марки — зубцовая, если на марке появляется надпечатка или меняется содержание надпечатки (другой номинал, текст, символ) и все происходит по указанию издателя, то это новый выпуск, требующим нового основного номера.

РАЗНОВИДНОСТИ — отклонения от основного типа, вызванные различными причинами, не исключающие возможность использования марки как знака почтовой оплаты. Они должны помещаться в каталоги после основного типа, под его номером с индексами, соответствующими различным группам разновидностей.

I. Разновидности, обусловленные изготовлением новой или реставрацией старой печатной формы (графические отличия в рисунке марки, изменение размера рисунка, отличия в шрифте или размере надписей, различные растры марок глубокой печати), изменением надпечатки (способ нанесения, относительное расположение строк, слов, букв, цифр, изменение шрифта, размера и цвета надпечатки). К этой же группе относятся новоделы, марки повторных выпусков, марки с исправленными ошибками или неточностями. Они имеют значительные тиражи, иногда даже превышающие тиражи основного типа. В каталогах для марок этой группы следует к основному номеру добавлять римские цифры I, II и т.д. (или для новых выпусков букву «Н»)

II. Разновидности, обусловленные отклонениями в процессе производства от утвержденного проекта и технологии, согласованные с заказчиком или допускаемые органами технического контроля как несущественные. Например, использована бумага иного качества, толщины, цвета, с иным фоном (или без него), отсутствует (или присутствует) лаковое покрытие, меловая сетка, водяной знак. Зубцовка марки отличается от основного типа — беззубцовый вариант, комбинированная зубцовка, изменен вид перфорации (линейная вместо гребенчатой или рамочной и наоборот, просечка, проколы и т. д.), изменен размер перфорации не менее чем на ½ зубца, изменен размер перфорационных отверстий или форма зубцов.

Отличное от основного типа расположение марок в листе (тет-беш, сцепки, сочетания марок и купонов, различное количество марок в листе (10х10, 5х10, 2х4 и т. д.). Отсутствие или наличие дополнительных рисунков или надписей на полях листов не служебного характера. Изменен клей (прозрачность, глянцевость, зернистость, цвет и др.). Изменено расположение машинной (не ручной) надпечатки по сравнению с основным типом (горизонтальное вместо вертикального или диагонального и наоборот, текст читается снизу вверх или сверху вниз, перевернутые надпечатки).

Как правило, марки с такими отличиями от основного типа составляют значительную часть тиража, и в каталогах они должны быть обозначены основным номером с заглавной буквой А, Б, В и т. д.

III. Разновидности, обусловленные случайными отклонениями в технологии производства, износом или загрязнением печатных форм, невнимательностью печатников и недостаточным контролем. Это разновидности цвета — как следствие применения краски иного состава, изменение оттенков цвета, его интенсивности, характеризуемые терминами «темно» — «светло», «ярко» — «бледно», вызванные изменением густоты краски, окрашивание бумаги (фона) в слабый тон цвета рисунка, сдвиги краски при многоцветной печати, создающие впечатление изменения рисунка.

Частичное изменение рисунка — непропечатка отдельных элементов рисунка и текста или появление «новых» деталей из-за деформации или загрязнения печатной формы. Различное положение водяного знака, структурных элементов бумаги (рифление» ромбы) из-за изменения положения листа при печати, нанесение меловой сетки другого цвета или на клеевую сторону. Незначительные изменения размеров рисунка, вызванные, в основном, неравномерным увлажнением перед печатанием с последующей неодинаковой усадкой некоторых сортов бумаги. Незначительные изменения в буквах или цифрах надпечатки, вызванные износом или повреждением клише, изменение оттенка цвета надпечатки.

Эти отклонения могут быть устойчивыми и присутствовать в значительной части тиража на всех или некоторых марках в листе, а могут быть и немногочисленными или даже единичными. Именно это следует учитывать при каталогизации таких разновидностей, помещая или не помещая их под основным номером со строчной буквой а, б, в и т. д. Исследуя какую-то конкретную марку, рассматривая ее разновидности, следует определить причину возникновения отклонений, их повторяемость. Следует обратить внимание на величину (существенность) отклонения. Например, при изучении бумаги отличия в толщине менее 20 % не должны приниматься во внимание, т. к. они могут быть обусловлены технологическими допусками на изготовление бумаги, неравномерностью клеевого покрытия, погрешностями измерения. Точно также отличия в размере рисунка (рамки) марки менее 0,2—0,3 мм могут возникнуть не от того, что применена новая печатная форма (что может быть подтверждено дополнительными признаками, например, другой растр, заметные графические несовпадения и др.), а являются разбросом в степени усадки бумаги. Известны марки, размеры рисунка которых отличаются на 1 —1,5 мм как по вертикали, так и по горизонтали и наряду с этим имеют несколько промежуточных размеров, меняющихся в пределах крайних значений. В этом случае вероятно сочетание использования различных печатных форм и неравномерной усадки бумаги. В каталоге, видимо, следует отметить эти колебания в примечаниях к выпуску.

Графические отличия печатных форм

Разновидности в каталогах есть и будут — но не все!

Довольно сложно бывает определить целесообразность каталогизации разновидностей, обусловленных незначительными изменениями состава краски сдвигами краски при многокрасочной печати, появлением дополнительных «деталей» или непропечаткой каких-то элементов рисунка. Что касается оттенков, то, нам кажется, следует включать их в каталог, когда они легко определяются невооруженным глазом, без применения цветовых таблиц. Причем следует либо указать крайние значения, пропуская переходные, либо отметить, что оттенки меняются, например от черного до светло-серого (марка № 1379— 15 к. «шахтер в забое»). Иногда достаточно после указания цвета основного типа добавить слово «оттенки», не перечисляя их.

При печати в две и более краски их сдвиги довольно распространены. Они бывают незначительными, тогда о них вообще упоминать не стоит, а когда достигают 1,6—2 мм, что приводит к искажению рисунка, достаточно отметить в примечании к выпуску. Многие из этих марок широко известны, например, № 2845 — сдвиг красного банта на портрете Ленина, № 3776 — смещение надписи в верхней части марки и другие.

Очень часто встречаются различные незначительные графические отклонения рисунков марок, случайно возникающие и исчезающие в процессе печати. Лишние или недостающие точки, штрихи, сливающиеся и разорванные рамки, искаженные буквы и цифры надписей и тому подобное. И наряду с этим устойчивые, регулярно повторяющиеся, но случайно возникшие при изготовлении или в процессе эксплуатации печатной формы отклонения. Это, например, «толстые пятерки» в №204 1 и (0204) 1, толстая «С» в слове СССР № 306 1, «Рудчев» № 2135, смещенная вниз надпись «Алмазный фонд СССР» № 4073, «ког» вместо «коп» на марке № 2376 А, «металлургинеский» на марке № 4516 и другие. Дать в этих случаях твердую установку — что подлежит каталогизации, а что нет — вряд ли возможно. Вероятно, исследуя каждую конкретную марку и учитывая уровень детализации определенного каталога, и следует решить, как должны отражаться в нем те или иные отклонения. Аналогичный подход правомерен и по отношению к надпечаткам.

Макулатура, образцы и пробы — не разновидности.

Существуют экземпляры с отклонениями от основного типа, обусловленными производственным браком или являющиеся отходами производства, макулатурой. Эти экземпляры не могут использоваться как знаки почтовой оплаты, не являются разновидностями и, пожалуй, представляют интерес лишь для собирателей специализированных коллекций и экспертов, к примеру, как материал, из которого могут быть изготовлены фальсификаты или для изучения техники производства марок. К ним относятся различные непропечатки части марки, двойные и многократные оттиски рисунка и надпечатки, отсутствие одного из цветов, текста, фона, центра, перевернутые изображения всего рисунка или отдельных фрагментов, перевернутые надпечатки (ручные), печать на клеевой стороне, пропуски перфорации по горизонтали или вертикали (иногда и с трех сторон), сильные сдвиги перфорации, когда она проходит по рисунку марки в разных направлениях, оттиски и последующая перфорация листов с загнутыми углами или складками, что приводит к образованию самых разнообразных «уродцев».

Многократная печать

Особняком стоит еще одна группа филателистических материалов, также не являющихся разновидностями — это пробы, эссе, образцы, печатные проекты и фальсификаты. О них также целесообразно указывать в каталогах в примечаниях к описываемому выпуску.

Предлагаемая классификация и принцип каталогизации разновидностей, возможно, не всем покажутся исчерпывающими, но автор надеется, что эта статья поможет кому-то определить свое отношение к всевозможным явлениям, возникающим при производстве почтовых марок.

А. Певзнер. Что такое разновидности, а что нет? «Филателия». 1993. №5 (стр. 44-47)


В качестве иллюстраций использованы материалы из коллекции автора А. Садовникова (Сан-Франциско)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.