Известно, что коллекционирование – это деятельность, в основе которой лежит комплектование коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы)

В мире существуют миллионы любителей коллекционирования. Они являются приверженцами более ста наиболее популярных видов хобби («… филий»). К первой группе таковых относится коллекционирование различных однородных объектов, например: почтовых марок, монет, бонов, открыток, значков, календариков, пивных этикеток, морских раковин, курительных трубок, пуговиц, предметов роскоши (картин, ювелирных изделий, автомобилей, яхт), и многих других. Продолжение этого довольно длинного списка не вмещается в рамки данной статьи.

Вторая группа видов коллекционирования называется – аналогофилия. По сути, это собирание разнородных предметов, аналогичных по теме (мотиву). Выбор такого вида коллекционирования даёт много вариантов для проявления своей фантазии и оригинальности, ведь тематика собирания может быть абсолютно любой: домашние и дикие животные, цветы, известные люди, велосипеды, автомобильный, железнодорожный, морской транспорт…

Зачастую выбранная тематика является следствием профессиональной деятельности человека или его увлечения, например: медицина, авиация, археология, астрономия, охота, спорт, искусство, кино.

Главный объединяющий принцип такого коллекционирования – все предметы должны соответствовать выбранному направлению и быть аналогичными по содержанию.

Перечень экземпляров, составляющих коллекции, не имеет ограничений. Это могут быть марки, монеты, фотографии, спичечные этикетки, картонные спички, наклейки, магниты, значки, календарики, телефонные карты, игрушки, пивные пробки, игральные карты, пуговицы и многое другое.

Обычно размеры таких объектов разумно ограничены возможностями, внутренним пространством жилища владельца и удобством демонстрации своего «богатства» посетителям и гостям.

Особо увлечённые коллекционеры могут найти вожделенную вещь для своих коллекций как в продуктовом магазине, так и на антикварном развале или даже в мусорном баке.

К сожалению, многие группы коллекционеров, желающих демонстрировать свои экспонаты на общедоступных выставках, не имеют такой возможности из-за отсутствия соответствующих организаций и объединений, способных финансировать подобные мероприятия.

Именно для решения таких вопросов и, несомненно, с целью пропаганды и развития нового направления несколько лет назад руководство ФИП (FIP) приняло решение о создании экспериментального класса «Открытая филателия» (Open Philately). Это дало возможность коллекционерам, имеющим в своих коллекциях значительную филателистическую составляющую, создавать и демонстрировать экспонаты на конкурсных филателистических выставках высоких рангов.

Фрагмент экспоната «Все на пляж». Почтовые марки, картонные спички, цельная вещь (маркированная карточка), телефонная карта, лотерейный билет

Для конкурсных выставок правлением ФИП было разработано специальное руководство, объясняющее принципы формирования.

Руководство по оценке экспонатов категорий «Открытая филателия»

1. КОНКУРСНЫЕ ВЫСТАВКИ

Данное руководство подготовлено, чтобы помочь жюри в оценке, а экспонентам – в разработке экспонатов открытой филателии.

2. ПРАВИЛА

Открытая филателия стремится расширить круг экспонирования, позволяя филателистам включать объекты из других областей коллекционирования в поддержку и в порядке развития понимания демонстрируемого филателистического материала. Это обеспечивает возможность представить круг исследования посредством показа филателистического материала в его культурном, социальном, коммерческом или другом контексте и показать более широкие и глубокие знания этого предмета.

Расширение круга материалов, разрешённых для экспонирования в открытой филателии, имеет перспективу вовлечения новых коллекционеров для того, чтобы они получили опыт и удовольствие от демонстрации своих достижений.

Фрагмент экспоната «Рукоделие». Агитационная наклейка, почтовая марка, иглы для вышивания, нитки мулине

2.1. Объём филателистического материала должен составлять по крайней мере 50% от общего объёма экспоната.

2.2. Не обязательно, чтобы нефилателистический материал составлял половину экспоната, но разнообразие такого материала будет влиять на результаты оценки по таким показателям, как «разработка» и «материал».

3. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПОНАТА

Экспонаты открытого класса показывают материал в двух аспектах: филателистическом и нефилателистическом, и экспонат должен развить выбранную тему в выразительной и творческой манере. Экспонат открытого класса может включать:

3.1. Все типы филателистического материала, демонстрируемого во всех других классах экспонатов (см. SREV).

3.2. Нефилателистический материал может включать все виды вещей, исключая запрещённые и опасные. Нефилателистический материал должен соотноситься с выбранной темой и служить для её иллюстрации.

3.3. Экспонат открытой филателии должен показывать разработку выбранной темы в выразительной и творческой манере.

3.4. Филателистический материал должен быть описан

в соответствующей терминологии, как это могло бы быть в подобных экспонатах традиционного, почтовой истории, тематического или любого другого класса.

Фрагмент коллекции «Международный союз медсестёр». Значки национальных ассоциаций медсестёр, почтовая марка

Мифология – «Русалка». Игральная карта, пробка от бутылки пива, сувенир-магнит, пивная этикетка, целая вещь (конверт)

3.5. Нефилателистический материал должен быть описан, соотноситься и сопровождать разработку экспоната.

3.6. Экспонаты могут разрабатываться по хронологическому, географическому или любому иному принципу, который экспонент полагает подходящим для употребления.

4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭКСПОНАТОВ

4.1. Важность понимания экспоната открытой филателии может означать, что необходимый текст должен быть включён, чтобы обеспечить фоновой информацией выбранную тему. Однако весь текст должен быть лаконичным и ясным, а нефилателистический материал должен усиливать понимание темы и привлекательность экспоната открытого класса.

4.2. Экспонаты открытой филателии могут оцениваться подготовленными членами жюри в соответствующих областях.

5. РАЗРАБОТКА И ЗНАЧИМОСТЬ

5.1. До 10 баллов может быть дано за название и план экспоната, при этом учитывается соответствие между названием экспоната, раскрытием его содержания и структурой экспоната.

«Женщинам-медсестрам – салют!». Фрагмент газеты, почтовые марки, целая вещь (конверт)

Все экспонаты открытой филателии должны иметь титульную или вводную страницу, чтобы показать:

  • направленность экспоната;
  • соответствующую общую информацию о теме, развитой в экспонате;
  • план, поясняющий разработку экспоната.

План не должен иметь обширного текста, но логическое подразделение содержания на разделы должно донести его основной смысл до жюри и публики;

  • указание персональных исследований;
  • библиографию.

Хорошо продуманный титульный лист пойдёт в заслугу экспоненту и поможет жюри, коллегам-экспонентам и публике в восприятии коллекции.

5.2. До 30 баллов может быть дано за разработку и значимость экспоната.

5.3. Баллы за разработку распределяются, соответственно, по 5 за филателистическую и нефилателистическую стороны разработки.

5.4. Подобным образом, по 5, распределяются баллы за филателистическую и нефилателистическую значимость.

6. ЗНАНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ

6.1. Исследования должны быть интерпретированы в более широком смысле и показывать главным образом всесторонние знания темы экспонентом. Эти знания подтверждаются через выбор материала и использование краткого, но существенного текста.

6.2. До 35 баллов может быть дано за знания и исследования.

6.3. Эти 35 баллов подразделяются на 20 – за филателистические знания и исследования, и 15 – за нефилателистические знания и исследования.

Фрагмент экспоната «Верблюды». Почтовые марки, фрагмент газеты

7. СОСТОЯНИЕ И РЕДКОСТЬ

7.1. До 30 баллов может быть дано за состояние и редкость материала.

7.1.1. Эти 30 баллов распределяются: до 10 – за состояние как филателистического, так и нефилателистического материала, и до 20 – за редкость обоих видов материала.

7.1.2. Копии должны отличаться в размере от оригинала по крайней мере на 25 процентов.

7.2. Филателистический материал:

7.2.1. Весь филателистический материал должен быть оригинальным.

7.3. Нефилателистический материал:

7.3.1. Весь нефилателистический материал должен быть оригинальным, где это возможно.

7.3.2. Предполагается, что экспоненты при разработке темы употребят все доступные им возможности в использовании нефилателистического материала во всем его разнообразии, а не только почтовые карточки и другой графический материал.

8. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЭКСПОНАТА

8.1. Хорошее представление экспоната оценивается до 5 баллов и это важно. Экспонат должен хорошо выглядеть и быть сбалансированным в пределах каждого выставочного листа, стенда и весь в целом.

8.2. Монтаж нефилателистических материалов большого или необычных размеров на листах формата A3 часто оказывается преимущественным для достижения более привлекательного вида экспоната.

8.3. Нефилателистический материал не должен превышать по толщине более 5 мм, чтобы его можно было монтировать на стандартных стендах.

9. НАГРАДЫ

9.1. Все экспонаты оцениваются по указанным выше критериям.

9.2. Награды представляются баллами (от 60 до 100), медалями или дипломами. Медалями такие экспонаты на выставках ФИП не награждаются, но результаты вносятся в список ФИП. Диплом участника выдается за экспонаты, получившие менее 60 баллов.

9.3. Экспонаты открытого класса на 5 стендах, получившие 85 баллов и выше на выставках ФИП, имеют право демонстрироваться на 8 стендах в течение 10 лет, начиная с 24 июня 2012 года после состоявшегося 72-го Конгресса ФИП в Джакарте.

9.4. В случае разночтений текста, возникающих вследствие перевода, английский текст является превалирующим.

Фрагмент экспоната «Все на пляж». Иллюстрированная открытка, маркированная почтовая карточка, сувенир-магнит, пробка от бутылки, почтовая марка

Одной из целей класса открытой филателии является стимулирование коллекционирования.

Комментируя «Руководство», необходимо заострить внимание на доминирующей роли филателистической составляющей экспонируемого материала. Согласно п. 3.1., допускаются «Все типы филателистического материала, демонстрируемого во всех других классах экспонатов», которые определены в Специальных регламентах по оценке конкурсных экспонатов для выставок ФИП.

Таким образом, экспонат открытой филателии может содержать весь спектр существующего филателистического материала: марки почтовые, телеграфные, ревеню (кроме нежелательных выпусков), их пробы, разновидности эссе, проекты; любые цельные и целые вещи, почтовые наклейки, ярлыки, облатки, календарные, специальные сопроводительные штемпеля, почтовые отметки и пр.

Основное условие для экспоната – филателистический материал должен составлять не менее 50% от общего количества демонстрируемого в экспонате.

Нефилателистические материалы можно условно разделить на две группы: плоскостные (графические) и объёмные. Практически невозможно показать этот список, так как он безграничен. Вот неполный перечень таких нефилателистических объектов, которые уже ранее включались в экспозиции «Открытой филателии».

В первую группу входят плоские (графические) предметы, например: открытки, боны, спичечные этикетки, гравюры, квитанции, билеты, рекламные листовки, плакаты, проспекты, фантики (обертки), этикетки от любых продуктовых и промышленных товаров, медицинские рецепты, удостоверения, сертификаты, повестки, меню ресторанов, салфетки, расписания транспорта, объявления, карты географические и игральные, и многое другое.

Вторую группу (объёмных) объектов составляют: значки, медали, жетоны, монеты, медальоны, ювелирные украшения, пробки от пивных бутылок, текстильные изделия, мягкие игрушки, рукоделие, пуговицы, иголки, спичечные коробки, упаковки из-под табака, сигар и других изделий или продуктов, магниты, шерсть животных; перья птиц, любые мелкие предметы.

Для этой группы экспонатов имеется ограничение по толщине (не более 5 мм). Такое требование обусловлено конструктивными возможностями стандартных выставочных стендов. В то же время допускается размещать материалы больших размеров на листах формата A3.

Практически безграничный выбор тематики экспонатов такого рода тем не менее имеет и некоторые рамки, определяемые этическими и моральными нормами общества, и это обстоятельство должно учитываться при подготовке экспоната.

Наиболее широко экспонаты открытой филателии были представлены на Всемирной филателистической выставке «Австралия 2013», проходившей в крупнейшем австралийском городе Мельбурн.

В этом классе демонстрировалось 19 работ коллекционеров из семи стран.

Наиболее высокие оценки получили экспонаты Кинга Бёрта «Дания: совесть, борьба и лагеря 1932 – 1949 гг.», посвященный антивоенной теме, Жанеты Банфилд «Медицина – это история и развитие» и Сюзан Кларидж «Женщинам-медсестрам – салют!».

Высоко были оценены и разработки, изобилующие необычными нефилателистическими материалами, такие как «Исследование Антарктики», «Все на пляж!», «Нет войне», «История бриллиантов», «Рукоделие», «Верблюды», «Карета подана», «Кокосовые острова», «Зингер -швейная машинка, изменившая быт».

Для многих стало неожиданностью то, что эти экспонаты вызвали необычайный интерес у посетителей, в первую очередь у начинающих коллекционеров, посетителей, не имеющих отношения к коллекционированию, и, что очень важно, – среди многочисленных детей.

Удивительно, но нужно было подождать в очереди, чтобы подойти к выставочным стендам с этими экспонатами! Подобная ситуация обычно возникает лишь только в залах «Почётный двор», где демонстрируются всемирно известные филателистические раритеты.

Такой высокий интерес к открытой филателии, несомненно, свидетельствует о правильном направлении, выбранном ФИП, пропагандирующем разнообразие и безграничность коллекционирования.

Автор выражает благодарность члену международного жюри на выставке «Австралия 2013» А.А. Бородину за представленные фотоматериалы с этой выставки и ценные замечания, высказанные автору при подготовке этой статьи.

В. Клочко. Что такое «Открытая филателия». «Филателия». 2014. №10 (стр. 12 – 15)


Использованные материалы:

  1. Официальный веб-сайт ФИП.
  2. Отчёт жюри Всемирной филателистической выставки «Australia 2013».
  3. Регламенты всемирных филателистических выставок ФИП 2013 – 2015 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.