На Всесоюзной филателистической выставке «70 лет Великого Октября» одной из самых высоких наград в классе тематических коллекций — Большой позолоченной медали и специального приза Министерства культуры СССР удостоена разработка «Буревестник революции», посвященная жизни и деятельности М. Горького. Мы попросили автора — ленинградца А. Д. Гдалина — рассказать о том, как готовился этот экспонат, о методике его формирования с учетом Специального регламента по оценке тематических экспонатов, вступившего в действие с 1988 года, и о его содержании.

«Максим Горький» — тема филателии, которой я занимаюсь уже двадцать лет. Подготовленный еще в самом начале этой работы экспонат успешно демонстрировался на многих всесоюзных и международных выставках. Но далеко не все удовлетворяло меня в нем: ограниченность филателистического материала не позволяла глубоко и всесторонне раскрыть отдельные периоды жизни и деятельности Горького.

Тогда я не видел реальных путей совершенствования экспозиции. Однако изучение темы не прекратил, следил за литературой, разыскивал документальные филателистические материалы, старые письма. И лишь не так давно количество найденного, его значимость позволили взяться за коренную переработку коллекции.

Работа над выбранной темой началась со скрупулезного изучения фактов жизни и деятельности Горького в тесной увязке с имеющимся филателистическим материалом.

Источниками служили не только произведения М. Горького, его письма, документы, архивные материалы, но и воспоминания современников, литературно-критические и биографические работы, хроника событий, монографии о художниках, артистах, каталоги музеев, художественных выставок, библиографические сборники и т. д. Особенность работы коллекционера, как правило, не являющегося литературоведом, заключается в том, чтобы в таком обилии литературы, постоянно пополняющейся новыми публикациями, вычленить в первую очередь основное.

Филателистические материалы по своему содержанию (теме, мотиву, цели выпуска, датам штемпелей и т. д.) должны отображать, а точнее — документировать основные этапы жизненного и творческого пути Горького. Условно они могут быть подразделены на три группы:

а) почтовые выпуски, непосредственно посвященные писателю и его памяти;

б) материалы, привлекаемые в разработку на основе филателистических связей (прямых или косвенных);

в) материалы, раскрывающие тему с использованием смысловых связей.

Рассмотрим каждую из этих групп.

Почтовые марки. Горьковская тема довольно широко представлена на отечественных миниатюрах (№ 392—393, 858— 859, 1053—1054, 1969, 2136, 2323, 3615, 4044). Кроме того, около двух десятков марок воспроизводят изображения мест, учреждений и транспортных средств, носящих имя Горького (город, улицы, театры, самолет, теплоход).

Почтовые марки зарубежных стран, посвященные Горькому, во многом дополняют и расширяют тему. С 1948 года издано 14 миниатюр (не считая разновидностей) а ВНР, ГДР, СРР, НРБ и др. странах. Ко многим из них выпускались КПД, специальные штемпеля гашения.

Цельные вещи. Из цельных вещей для экспоната нужно отбирать в первую очередь такие, тематика рисунков, которых не отражена на марках. Большой раздел — художественные маркированные конверты Министерства связи СССР. Среди них всего два портретных (МК № 2413, 5051), на остальных представлены мемориальные места (в б. Н.-Новгороде, Москве) и скульптурные изображения, которые не воспроизводились на марках. Интересен конверт с горьковской оригинальной маркой (МК № 15411) к 60-летию журнала «Сибирские огни», основанного по инициативе писателя.

Среди зарубежных маркированных конвертов следует отметить выпуск СРР (1970 г.) «В. И. Ленин и М. Горький на Капри».

Такие цельные вещи, как двусторонние маркированные карточки, помещать в экспонат иллюстрированной стороной не следует. Не рекомендуется использовать также и картмаксимумы, составляющие самостоятельную группу филателистических материалов, их экспонирование регламентируется особыми правилами.

Круг специальных штемпелей горьковской тематики ограничен. В первую очередь это идентичные штемпеля с изображением символического буревестника, применявшиеся в Москве, Ленинграде и Горьком к 100-летию писателя. Имеются штемпеля длительного применения: в Горьком «Музей детства А. М. Горького «Домик Каширина», на теплоходе «Максим Горький» Волжского речного пароходства. И, разумеется, следует помнить о наличии календарных штемпелей в местах, носящих имя Горького (их около двадцати). Например, Горьковское Ленинградской области (б. Мустамяки), где жил писатель после возвращения из Италии в конце 191 3 года.

Эти официальные почтовые выпуски составляют группу «а». Для их выявления предстоит работа с различными каталогами. Что касается возможности использовать филателистические материалы групп «б» и «в», то они выявляются в результате тщательного изучения фактов жизни и творчества писателя. Проследим ход такой работы на примере 1905 года, который в жизни Горького насыщен драматическими событиями. Писатель активно участвует в революционном движении, вносит крупные суммы денег на издание большевистских газет. В этом году Горький вступает в ряды РСДРП.

Поскольку Горький в течение этого года много ездил, целесообразно составить календарь его поездок. Для показа Петербурга, Москвы, Риги марок достаточно. Важно в таких случаях соблюдать определенную, я бы сказал, корректность. Если нет возможности показать общий вид или характерную панораму города, целесообразно выбирать виды с историческими зданиями или памятниками, существовавшими в тот период, когда там находился Горький. На марках воспроизведены общие виды Ялты и Гурзуфа. Для показа поселка Куоккала можно использовать маркированный конверт № 12838. Севастополь продемонстрировать маркой № 1790, но ни в коем случае не использовать миниатюры с сюжетами «Севастополь — город-герой». Общие виды Хельсинки запечатлены на нескольких марках Финляндии. Остальные пункты поддаются филателистическому документированию лишь с помощью соответствующих календарных штемпелей. Такой календарь (см. таблицу) облегчит поиск необходимых старых писем.

В таблице указаны даты и места поездок Горького. Даты приведены по старому стилю. Обозначено: СПб — Петербург (Ленинград); Мос. — Москва; Куо. — Куоккала (Репино); Гур. — Гурзуф; Сев. — Севастополь; Гел. — Гельсингфорс (Хельсинки); Пар. — Парголово; Тер. — Териоки (Зеленогорск); Эдб. — Эдинбург (Дзинтари).

Подобная таблица, составленная по всей теме, является исходной для формирования экспоната. В нашем примере наряду с материалами группы «а» показаны некоторые возможные варианты использования групп «б» и «в». Так, описание отдельных мест, предприятий можно ввести в коллекцию с помощью как исторических, так и современных штемпелей на целых вещах. Такое замещение, основанное на косвенных филателистических связях, позволяет показать, например, Балтийский вокзал в Петербурге штемпелем, применявшимся в его почтовом отделении. Идеальным было бы поместить в разработку письмо с датированным гашением 12.1. или 14.II.1905 г. Разыскать подобную корреспонденцию не просто, но можно включить штемпель и с другой датой (желательно 1905 года). На рисунке (позиция 2) показан МФШ объединения «Красный треугольник» (б. Резиновой мануфактуры) — предприятия, рабочие которого выступили с требованием освободить Горького. Еще один пример подобного замещения — использование МФШ, в тексте которого назван М. С. Ольминский, большевик и историк, чья публицистическая деятельность связана с газетой «Новая жизнь» и с другими изданиями. Если учесть, что Ольминскому не посвящено никаких других почтовых выпусков, этот путь является практически единственным для такого филателистического документирования. Кстати, большинство земских марок России имеет в своем сюжете герб, и некоторые из них можно применить для показа странствий писателя, включая «большое хождение по Руси» (1891—1892).

Жизнь А. М. Горького и его творчество дают возможность коллекционеру тематику привлечь в разработку также и целый ряд других материалов. Как следует из результатов работы по изучению документов, в нашей картотеке накопились характерные высказывания об А. М. Горьком, которые помогают определить его место в истории современной культуры. Разумеется, что нас будут интересовать в данном случае авторы, воспроизведенные на коллекционных материалах.

Следующий этап работы заключается в том, чтобы проанализировать подобные почтовые документы. В ходе рассказа о Горьком некоторые места и фамилии встречаются по нескольку раз, а одну и ту же марку нежелательно показывать дважды. И если при повторении имени В. И. Ленина вопросов не возникает (вождю революции посвящены сотни марок), то упоминание А. В. Луначарского, В. В. Стасова, К. А. Марджанова, В. Г. Короленко и других требует решения, какому же разделу отдать предпочтение. Так, марку с портретом В. Г. Короленко вряд ли следует показывать в «1905 году» (см. в табл. I — II), ибо более важно для правильного развития темы представить писателя в экспонате как наставника молодого Горького. Когда завершен подобный просмотр и приняты решения о месте филателистических материалов в коллекции, становится известным, хотя бы примерно, сколько листов займет документирование того или иного периода жизни Горького. Это дает возможность приступить к составлению плана экспоната.

План должен стать тем стержнем, который не только назовет разделы, определит последовательность, но и объединит их по важнейшим признакам. От него зависит, в конечном счете, насколько логично, глубоко и наглядно будет раскрыта тема. Готовых «рецептов» составления плана нет. Он должен отразить принципы построения коллекции (в данном случае, хронологический).

Далее нужно расчленить содержание на основные составляющие — разделы. По опыту, не следует стремиться к большому числу разделов, достаточно выделить три.

Первый. Это начало пути — жизненного и творческого с охватом периода от 1868 г. примерно до середины 80-х годов. Каждый сможет убедиться, что этот период наиболее труден для филателистического документирования жизни Горького. Итак: «Детство и юность. Начало литературной деятельности».

Второй. Это, по сути дела, революционный путь Горького — автора популярных «Песен» о Соколе и Буревестнике, приведший его в ряды участников первой русской революции, в партию большевиков, к дружескому общению с В. И. Лениным. Второй раздел может быть назван: «Буревестник русской революции».

Третий. Этот раздел должен раскрыть роль Горького — писателя и общественного деятеля, стоявшего у истоков новой культуры первого в мире социалистического государства. Назовем его так: «В авангарде советской культуры».

В результате дальнейшей разработки каждого раздела должен быть составлен тезисный план, при этом смысловая нагрузка на один пункт (тезис) желательна не более 2—3 выставочных листов. Такой план размещается вслед за титульным листом и является путеводителем по экспонату. Какие же листы могут быть подготовлены по развернутому нами примеру внутри II раздела? Их оказалось шесть:

1) «Кровавое воскресенье». Арест.

2) Узник Петропавловской крепости.

3) За освобождение Горького.

4) Для дела революции.

5) Встреча с В. И. Лениным.

6) В революционной Москве.

В план экспоната они вошли только двумя пунктами.

Необходимо очень тщательно продумывать композицию каждого листа, разумно использовать всю его рабочую площадь. Следует также помнить, что цельные и целые вещи не всегда целесообразно показывать полностью. Часть их, не несущую смысловой и филателистической нагрузки, можно «спрятать», соответствующим образом надрезав выставочный лист. При этом недопустимо «убирать» основной филателистической элемент — марку, штемпель (на одной из выставок мне пришлось видеть использование этого приема, когда коллекционер решил показать лишь часть иллюстрации цельной вещи).

«Рисунок» загрузки листа должен определяться филателистическим материалом, после чего изыскивается место для поясняющего текста (а не наоборот!).

Приведем несколько примеров компоновки листов горьковской экспозиции, в которых применены различные схемы расположения материалов, приемы «врезки» целых.

А. Гдалин. Буревестник революции. «Филателия СССР». 1988. №3 (стр. 10-16)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.