Плодовитая почта древнейшей европейской республики Сан-Марино своеобразно отметила 110-ю годовщину своего неутомимого маркотворчества – издала серию о юбилеях автогонок. И открывала спортивную ретроспективу художника Е. Цанжери 500-лировая миниатюра с загадочным сюжетом. На марочную территорию въезжало авто, готовое промчатся по карте Европы и Азии. Благо и маршрут обозначен. Да не один: пунктирный внизу, а поверху сплошной линией и с перечнем географических вех – от Парижа до Пекина.

Заглавная марка серии «Юбилеи великих автогонок» Сан-Марино (12.03.1987)

Пока филателисты гадали, какой великой гонке посвящена марка крохотного государства на Апеннинском полуострове, почтовики-соседи пустили вдогонку свою. А героем итальянского сюжета стал четырехколесный раритет с надписью «ITALIA» на капоте. Впрочем, тот же гоночный маршрут начинался не в Париже, а в Турине. И хотя запоздавшая итальянская новинка художника Д. Тоффолетти многократно превосходила санмаринскую предшественницу и по цене, и по тиражу, однако обе напомнили о грандиозном событии, которое открыло эру величайших автогонок мира.

А началась евроазиатская эпопея в последний январский день 1907 года. В своем утреннем выпуске парижская газета «Матэн» ошеломила читателей предложением для обладателей карет с мотором – отправиться в пробег протяженностью 16 000 километров… из Пекина в Париж. И это был вызов. Едва ли журналисты-выдумщики представляли всю фантастичность путешествия из Азии в Европу по бездорожью на авто, похожих на повозки, со слабым двигателем, с деревянными колесами и кожаными тормозами. И затею «Матэн» сразу же окрестили любимейшим словечком французов: авантюра.

Однако – представьте! – поразительное предприятие поддержали и торговцы китайским чаем, и владельцы сибирских золотых рудников, и европейские автопроизводители, и обладатели карет с мотором. 25 экипажей ответили на вызов газеты, хотя, по ее подсчетам, пробег каждой машины грозил обойтись в 100 000 тогдашних франков. Правда, такой же суммы достигал обещанный «Матэн» первый приз.

Как бы то ни было, а в начале мая того же года пароход «Адмирал фон Тирпиц», отправившийся из Марселя, доставил в Шанхай лишь пять ввязавшихся в авантюру экипажей с их машинами. От моря до Пекина их прокатили по железной дороге. И, наконец, все благополучно прибыли в столицу Поднебесной, где правила кровожадная императрица и всесильные мандарины.

Итальянская миниатюра-одиночка – посвящение 82-й годовщине автопробега Пекин – Париж (21.01.1989)

На старт выкатили европейские мастодонты, которые и ныне не часто встретишь в автомузеях. 17 мая отправилась в путь первая группа – два авто французской фирмы «Дион-Бутон» с пилотами Жоржем Кормье и Виктором Колиньоном, а также легкая трехколесная «Конталь» французского опять-таки производства с водителем Августом Понсом, печатником по профессии. Через неделю стартовал Шарль Годар на голландском «Спайкере». А 25 мая начали гонку «Итала» и ее сиятельный рулевой – князь Сципион Боргезе из Турина. Что касается машины, то под капотом у нее таился целый табун – сорок лошадей. Притом туринская фирма «Фабрика ди Аутомибили Итала» снабдила машину стальными шасси, что позволило пилоту взять с собой в дорогу механика Эттори Гизарди да журналиста газеты «Корьера делла сера» Луиджи Барзини, хотя и без седоков авто весило две тонны.

И пятеро отважных ринулись в Европу по 16000-километровому маршруту: Пекин – Урга (нынешний Улан-Батор) – российская Кяхта в Бурятии – Верхнеудинск – Култук – Иркутск – Зима – Нижнеудинск – Красноярск – Томск – Омск – Спасск – Петропавловск – Курган – Златоуст – Елабуга – Казань – Нижний Новгород – Владимир – Москва – Смоленск – Брест – Варшава – Берлин – Кельн – Брюссель – Париж.

Покинув китайскую столицу, проводившую храбрецов криками толпы и музыкой военного оркестра, участники первого в XX веке автомарафона хватили лиха. Нежданные дожди сделали дороги непроездными. Караван продвигался со скоростью два километра в час. Да и то благодаря мускулам китайских кули, которым приходилось толкать машины и вытаскивать их веревками из ям.

Принц Боргезе за рулем «Италы» – французская почтовая карточка из серии «Рейд Пекин – Париж» (1907 г.)

Когда достигли пустынной Монголии, принц Боргезе – вопреки договоренности идти компактно и помогать друг другу вплоть до германо-французской границы – ринулся вперед без оглядки. Верные обязательству, французы держались бок-о-бок. Даже после того, как в песках на пороге пустыни Гоби затерялась соотечественница «Конталь», которая сошла с круга, после чего бедолага Понс с экипажем добрел до ближайшего населенного пункта, а оттуда отбыл в Европу.

Прикатив первым в монгольскую столицу, итальянский принц немедля взял курс на Сибирь, хотя опережал конкурентов на три дня. Он увязал в песках, едва не стал жертвой бурятов-кочевников, найдя спасение у монгольских пастухов.

И в России ему везло несказанно. После Верхнеудинска он первым выехал на новую трассу Великого сибирского пути – Транссибирскую железнодорожную магистраль. Заручившись заранее разрешением царского министра транспорта проехать по полотну «железки», Боргезе покатил по магистрали фантастическим способом: левым колесом – по шпалам – а правым – по рельсу. Путейское начальство выделило высокопоставленному транзитнику жандарма, который восседал в авто с красным флагом, сигналя встречным поездам. И принцу удалось благополучно проскочить самое гиблое место на трассе – дорогу вдоль Байкала, запущенную до крайней отчаянности, а также дышавшие на ладан мосты, которые рушились под тяжестью «Италы».

Ночью 18 июня лидер прибыл в Иркутск, где вкусил в полной мере русского хлебосольства – вплоть до банкета на циклодроме, на месте которого ныне стадион «Локомотив». А после банкета гости, переправившись через Ангару на плашкоуте, поехали по московскому тракту в сторону Красноярска.

Между тем на выезде из Иркутска возникли серьезные проблемы с машиной Годара, который был вынужден отправить свой «Спайкер» по железной дороге в Томский университет – к русским ученым. Узнав о том, соперники на «Дионах» телеграфировали о случившемся в Париж – в газету «Матэн». Однако Годар избежал дисквалификации. Спустя шесть дней он вернулся из Томска в Иркутск с обновленной машиной, чтобы продолжить прерванный путь.

До Москвы князь Боргезе добрался 27 июля. Не дожидаясь отставших, члены Московского автоклуба вручили ему золотые клубные часы. После четырехдневных чествований гостю удалось вырваться из объятий русского гостеприимства с его застольями и братаниями – и на рассвете 31 июля «Итала» покатила на Запад.

Как оповестили читающую публику «Московские вести», князь, опережая соперников, позволил себе отклониться от маршрута и заехать на бал в столицу империи, для чего ему пришлось сделать изрядный крюк.

Как истинный герой Сципион Боргезе проезжал по европейским столицам. Правда, в Бельгии его однажды оштрафовали за превышение скорости. А Париж встретил итальянца подобающе. 10 августа триумфаторша «Итала» помпезно въехала во французскую столицу под звуки марша из «Аиды». Лишь спустя две десятидневки прикатили к финишу два «Диона» и «Спайкер», по договоренности уступивший призовые места французам.

Художественный маркированный конверт почты России «100 лет первому трансконтинентальному автопробегу Пекин – Париж» (29.12.2006).

Так закончился грандиозный автовояж из Азии в Европу трижды принца, обладателя четырех княжеств и стольких же маркиздатов в Италии, гранда Испании, римского сенатора, неаполитанского патриция, правнучатого племянника папы Павла V, а также бывшего дипломата, искателя приключений и баловня судьбы, альпиниста и лихого пилота.

И все-таки свою 60-дневную авантюру Сципион Боргезе завершил не в Париже, а в родном Турине, куда привел автомобиль «Итала Гран При 35/45» и где поставил его на вечную стоянку в знаменитом автомузее.

Б. Базунов. Автовояж принца Боргезе из Азии в Европу. «Спорт для всех». 2011. №475

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.