Освобожденная Варшава 1945 года предстала перед советскими воинами грудой развалин и дымом пепелищ. Но уже в первые мирные дни польское правительство приняло решение о восстановлении города. Речь шла не только о восстановлении и строительстве зданий, но и о создании новых скоростных автомобильных дорог в городе, которые связывали бы друг с другом отдаленные кварталы. Советский Союз оказал молодому польскому государству в этом деле неоценимую помощь. Проект первой такой магистрали был разработан в 1946 — 1947 годах группой советских специалистов. Это была знаменитая трасса «Ву-Зет» («Восток-Запад»), которая 22 июля 1949 года была торжественно открыта и получила имя национального героя Польши генерала Кароля Сверчевского. Этой трассе посвящены две почтовые марки. Первая — под девизом «Отстроим Варшаву» (№ 526) — выпущена в 1948 году, еще во время ее строительства, а вторая марка (№ 551) вышла в 1949 году. На обеих марках показана часть автомобильной трассы «Ву-Зет» с тоннелем под Замковой площадью и жилыми кварталами Старого мяста, самой древней части Варшавы.

Залечив тяжелые раны войны, польский народ взялся за создание своей отечественной автомобильной промышленности. Варшавский автомобильный завод ФСО был построен с помощью Советского Союза в Жерани. Первый легковой автомобиль «Варшава» сошел с конвейера нового завода 6 ноября 1951 года, а годом позже в Люблине началось производство грузовых автомобилей «Люблин», которые были повторением советских грузовиков ГАЗ-51. Выпуску этих первых польских автомобилей посвящены марки (№ 691, 692 и № 699, 700), появившиеся в 1951 и 1953 годах. На них изображены цеха обоих заводов, где на главном конвейере идет сборка легковых автомобилей «Варшава» и грузовиков «Люблин». В 1967 году, к 15-летию выпуска автомобилей в Люблине, вышла специальная юбилейная почтовая карточка.

В миниатюрах 6-марочного блока, посвященного VI съезду ПОРП, состоявшемуся в декабре 1971 года, ярко отражены определенные партией основные направления в развитии Польской Народной Республики. Наряду с ростом всех отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства еще большее значение придается дальнейшему развитию автомобильной промышленности и строительству автомобильных дорог. Этой теме посвящена одна из марок блока (№ 1989), на которой изображены новый легковой автомобиль «Польски-Фиат-125П», схема пересечения автомобильных магистралей в виде клеверного листа, а также знак дорожных работ и таблички с обозначениями основных автомобильных дорог страны.

Новинкам польской автомобильной промышленности посвящена серия из 6 красочных марок художников Т. Конарского и Е. Высоцкого, выпущенная в 1973 году. На марке (№ 2132) достоинством в 1 злотый изображен новый польский автомобиль «Польски-Фиат-126П», массовое производство которого начато в 1973 году. Этот миниатюрный автомобиль уже завоевал большую популярность у поляков. На другой марке (№2133) достоинством 1,5 злотых показан автомобиль «Польски-Фиат-125», уже изображенный ранее на блоке 1971 года, а спустя два года на трассе под Вроцлавом на этом автомобиле польским экипажем был установлен мировой рекорд скорости на дистанциях 25 000 км, 25 000 миль и 50 000 км, эти цифры также показаны на марке.

Новые польские грузовики «Ельч-316» и «Стар-660» можно видеть на марках № 2131 и № 2135. Небольшие фургончики «Ныса» хорошо зарекомендовали себя в нашей стране, а на марке № 2134 показан новый вариант этой машины — 9-местный микроавтобус «Ныса М-521». На последней марке серии (№ 2130) показан городской 100-местный автобус «Ельч», выпускаемый с 1972 года в сотрудничестве с французской фирмой «Берлие».

В день выхода этой серии марок, 28 декабря 1973 года, были выпущены также три конверта первого дня с изображениями легкового автомобиля «Польски-Фиат-125П» и автобусов «Ныса» и «Ельч». На каждый конверт наклеивалось по две марки из серии, которые на Варшавском почтамте гасились специальным штемпелем с силуэтом легкового автомобиля, с надписью: «Польска моторызация. Варшава-1» и с датой гашения. Марка (№ 2130) с автобусом «Ельч» использовалась также на специальных почтовых карточках, посвященных международной филателистической выставке «Стокгольмия-74», и 14 сентября 1974 года на почтамте Варшавы гасилась специальным штемпелем.

В 1971 — 1972 годах решением правительства ПНР были начаты работы по сооружению крупнейших в Варшаве скоростных автомобильных трасс, которые были готовы и сданы уже в 1974 году. Это были Лазенковская магистраль, связавшая крупнейшие кварталы обоих берегов Вислы, и Вислострада, автомобильная магистраль протяженностью 21 км, протянувшаяся по левому берегу Вислы и связавшая северные и южные районы столицы. Как и самая первая трасса «Ву-3ет», эти магистрали стали гордостью варшавян. Знаменательно, что Лазенковская магистраль, младшая сестра трассы «By-Зет», родилась ровно через 25 лет — ее открытие состоялось тоже 22 июля 1974 года, в день 30-летия ПНР. В честь этого события вышла марка достоинством 1,5 злотых, на которой изображено ажурное пересечение обеих трасс невдалеке от Вислы. 30 января 1975 года, в день открытия филателистической выставки «Варшава-ХХХ в филателии», которая проходила в рамках общей юбилейной выставки «Варшава-ХХХ», были выпущены в обращение конверты с аналогичным рисунком, и в тот же день производилось их гашение.

Е. Кочнев. Автотрасса над Вислой. «Филателия СССР». 1975. №12 (стр. 9-10)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.