В октябре 1938 года в почтовых окошках появились советские марки с рисунками на авиационную тему. Авторы серии И. Дубасов (№№ 672, 674, 677, 680) и С. Романский (№№ 675, 676, 678, 679) своими работами выразительно пропагандировали достижения советских самолетостроителей и воздухоплавателей.

В 1938 году советский авиамоделизм отмечал 15-летие своего существования. По указанию наркома обороны К. Е. Ворошилова в каждой школе, в каждом пионерском отряде создавались авиационные кружки.

На марке № 672 изображены пионеры с моделью самолета конструкции А. Н- Туполева «АНТ-6». Он воспроизведен и на последней марке серии № 680. Этот самолет тогда был весьма популярен. Четверка «АНТ-6» в арктическом варианте – «Авиаарктика» высадила на льды в районе Северного полюса участников первой научной дрейфующей станции. Начальником экспедиции был профессор О.Ю. Шмидт.

Сейчас самолеты круглый год доставляют почту и грузы в любую точку Северного Ледовитого океана. В те годы подобный полет был огромным достижением.

Первые навыки будущие авторы получали в планерных кружках Осоавиахима. На 10-копеечнсй марке серии 1938 года изображен планер над колхозными полями. Это планер «7-9» конструкции В. К. Грибовского. На нем в марте 1936 года, в дни подготовки к X съезду ВЛКСМ, известный советский летчик-испытатель П. Стефановский установил мировой рекорд высоты. Самолет «Р-5» отбуксировал планер на высоту 10 360 км и отцепил трос. Тот же планер еще в 1932 году совершил первый буксировочный полет по маршруту Москва – Крым. Пилотировал самолет-буксировщик «ПО-2» конструктор планера В. К. Грибовский.

Для ведения воздушной разведки, корректировки артиллерийского огня, тренировки парашютистов в то время широко применяли привязные аэростаты, находившиеся на вооружении воздухоплавательных частей РККА. Такой привязной (змейковый) аэростат типа «Како» изображен на марке № 674.

Для научных и спортивных цепей применяли сферические аэростаты. На марке № 678 воспроизведен сферический аэростат, а не воздушный шар, как указано в каталоге ГФК.

В 1938 году под Москвой стартовали 25 сферических аэростатов разных объемов. Они предназначались для метеорологических исследований атмосферы на разных высотах.

В тридцатых годах в СССР большое внимание уделяли дирижаблям. В сентябре 1937 года на дирижабле «СССР В-6» был установлен мировой рекорд длительности пребывания в воздухе. Машина находилась в полете по кольцевому маршруту 130 часов 27 минут. Кстати, этот же дирижабль осваивал трассу Москва – Свердловск. К сожалению, «СССР В-6» 6 февраля 1938 года, выполняя тренировочный полет Москва – Мурманск – Москва, попал в катастрофу.

На марке № 675 изображен дирижабль над Московским Кремлем. По внешним признакам можно определить номер дирижабля – «СССР В-1».

В годы первых пятилеток в нашей стране была создана мощная тяжелая индустрия. Это позволило ускорить развитие авиации и воздухоплавания. Были сконструированы новые образцы аэростатов больших объемов, предназначенных для полетов в стратосферу. 30 сентября 1933 года стратостат «СССР-1» объемом в 14 300 куб. метров совершил первый полет в стратосферу и достиг высоты 19 000 м. Экипаж, в составе Г. А. Прокофьева, К. Д. Годунова, Э. К. Бирнбаума, за 8 часов 20 минут установил мировой рекорд.

30 января 1934 года стратонавты П Ф. Федосеенко, А. Б. Васенко, И. Д. Усыскин на стратостате «ОАХ-1» объемом 24 920 куб. м поднялись на 22 000 м. Этот рекорд до сих пор не удалось перекрыть.

На марке № 679 изображен, по всей видимости, стратостат «Осоавиахим-1».

Самой удачной в серии, на мой взгляд, является марка № 677, на которой изображен двухместный учебно-тренировочный самолет конструкции А. С. Яковлева – «ТУ-2» в гидроварианте с двигателем «Рено» мощностью 140 л. с. На этом самолете в 1937 году установлено два мировых рекорда. Один – летчиками Стефановским и Никишиным, развившими на расстоянии 100 км скорость 210 км/час, а другой (женский) рекорд – пилотом Б. Гризодубовой с бортмехаником Е. Слобоженко.

В то время большое внимание уделяли парашютной подготовке курсантов аэроклубов. 8 1930 году в РККА возникли десантные войска. Начало им положили летчик Я. Мошковский и укладчик парашютов В. Баранов, которые подготовили первую группу парашютистов. Уже в 1935 году в маневрах Киевского и Белорусского военных округов участвовало 3000 парашютистов.

Парашютный спорт в СССР стал развиваться с 1933 года. На празднике в честь Дня авиации 1938 года на поле Центрального аэроклуба Осоавиахима имени Косарева в Тушино был совершен массовый парашютный прыжок. Советскими парашютистами Кайтановым, Кутэловой, Евдокимовым, Козуля и другими в 1937 году было установлено несколько мировых рекордов.

На марке № 676 изображена группа парашютистов в воздухе, однако тип парашюта определить трудно. Можно отметить, что в то время применялись парашюты Гюи Болла фирмы «Ирвин», хотя они ничем не отличались от ранцевого парашюта Г. Е. Котельникова «РК-3», который был создай в 1924 году, то есть на год раньше, чем парашют Г. Болла.

Пять марок авиаспортивной серии 1938 года пережили второе рождение в 1939 году. Их выпустили в измененных цветах и с типографской надпечаткой «18 августа День авиации СССР». Этот день проводится в СССР с 1933 года. Авиаспортивные марки с надпечаткой впервые отметили значительное событие в истории отечественной авиации.

Н. Кочетков. Авиаспортивная серия 1938 года. «Филателия СССР». 1970. № 3 (стр. 16).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.