В 1924 году в Шамони была утверждена идея Белых олимпиад, которая получила ратификацию на сессии МОК 1926 года в Лиссабоне (см. «Филателия» № 2, 2013 г.). Спустя четыре года после Шамони даже наиболее ярые противники этой идеи – скандинавы – не возражали ни против расширения программы за счёт «чисто скандинавских» видов спорта, ни против названия «зимние Олимпийские игры». Северяне вкусили всю сладость победы: ради чести называться олимпийскими чемпионами можно было и позабыть, что Олимпия находится отнюдь не на Скандинавском полуострове, а в далёкой Греции.

Конверт оргкомитета Игр

Олимпийский стадион

Нидерландам, которые взяли на себя организацию Игр IX Олимпиады 1928 года, оказалось сложно провести зимние Олимпийские игры: в стране не было ни снега для лыжников, ни гор для соревнований по бобслею и горным лыжам. В отличие от предыдущих Игр, выбор новой столицы проходил на конкурсной основе. На сессии МОК в мае 1926 года в Лиссабоне среди трёх швейцарских городов-претендентов – Давоса, Энгельберга и Санкт-Морица – был сделан выбор в пользу последнего. Намеченное место не вызвало возражений. Во всём мире оно было известно как крупнейший центр зимнего спорта. Удачное расположение, чистый горный воздух, великолепная погода в зимнее время – всё это давно сделало Санкт-Мориц одним из «заповедников» зимнего спорта в Средней Европе.

Немаркированные почтовые карточки

К январю 1928 года было закончено строительство олимпийского стадиона. Правда, по условиям местности он был невелик – всего 2200 мест. Но, по расчётам организаторов, и это количество мест обеспечивало немалый доход. Богатые туристы, съехавшиеся к началу Игр со всех концов света, могли заплатить за билет солидную сумму. В Играх приняли участие 464 спортсмена (в том числе 26 женщин) из 25 стран. Среди дебютантов зимних Олимпийских игр оказались представители Германии, Голландии, Румынии, Литвы, Эстонии, а также посланцы далёких стран – Японии, Аргентины и Мексики. Соревнования проводились с 11 по 19 февраля 1928 года. В программу Игр вошли состязания по лыжным гонкам, прыжкам на лыжах, двоеборью, бобслею, скелетону, скоростному бегу на коньках, фигурному катанию и хоккею с шайбой. Покинул Игры кёрлинг, бывший ранее демонстрационным видом спорта. Из основных соревнований в демонстрационные были переведены состязания военных патрулей. В качестве основного вида дебютировал скелетон. Также в качестве демонстрационного вида на Играх присутствовали гонки на собаках. В соревнованиях по бобслею спортсмены выступали не на четырёхместных, как в 1924 году, а на пятиместных санях.

Для швейцарских Альп обычна великолепная погода, но благосклонность небес миновала в эту зиму Санкт-Мориц. Жаркие дни, когда быстро таял снег на склонах гор, сменились похолоданием и снегопадами. Пожалуй, никто в такой мере не ощутил на себе капризы альпийской погоды, как конькобежцы. Первые дни состязаний сопровождались метелями при 15 градусах мороза. Потом резко потеплело до 25 градусов и с каждым стартом бежать на 10000 метров становилось всё труднее. После четырёх забегов соревнования прекратили. Результаты четырёх состоявшихся стартов были аннулированы и медали остались неразыгранными. Пришлось перенести соревнования по лыжным гонкам на дистанцию 18 километров к концу Игр.

Почтовое ведомство Швейцарии не осмелилось на выпуск почтовых марок. Зимние Олимпийские игры тогда ещё не завоевали большой популярности в спортивном мире. Однако несмотря на это хозяева оставили свой след в филателистической летописи II зимних Олимпийских игр. Организационный комитет Игр для служебной переписки использовал специальный конверт с изображением олимпийских колец и текстом: «II зимние Олимпийские игры/Санкт-Мориц 1928/Олимпийский комитет Швейцарии». На конвертах указывались комиссии оргкомитета. В честь Игр было выпущено девять немаркированных почтовых карточек с изображением видов спорта и поднятия олимпийского флага. На обратной стороне карточек был напечатан текст с указанием на II зимние Олимпийские игры на немецком, французском, итальянском и английском языках, а также места и даты проведения – Санкт-Мориц, 11–19.02.1928.

Проба виньетки

Кроме того, были изданы виньетки с изображением олимпийского и швейцарского флагов на фоне гор. Они имели тексты с названием игр и места их проведения на немецком, французском, итальянском и английском языках. Виньетки на немецком и французском языках были выпущены и в беззубцовом варианте. На двух виньетках были изображены лыжники и хоккей с шайбой. На последней виньетке был указан её номинал – 10 cts.

Конверт хоккейной комиссии оргкомитета с хоккейной виньеткой

К концу первого месяца 1932 года в горах Адирондака, что на границе США с Канадой, царило необычное для этого времени года оживление. Из многих стран мира на небольшую горную станцию Лейк-Плэсид (в переводе «Тихое озеро») съехались спортсмены, журналисты, болельщики, просто богатые туристы. Одних сюда привело стремление принять участие в соревнованиях, других желание посмотреть на III зимние Олимпийские игры.

Подготовка к Белой олимпиаде велась давно. Десятки уполномоченных Американского олимпийского комитета выезжали в поражённую экономическим кризисом Европу со специальным заданием: уговорить как можно больше звёзд европейского лыжного и конькобежного спорта принять участие в состязаниях Игр. А европейские страны колебались. Ведь поездка многочисленных спортивных делегаций за океан стоила дорого. Одно за другим приходили в США телеграфные сообщения: Англия отказывается, Франция не может, Финляндия не хочет, Швеция не в состоянии…

В конечном итоге миссия заокеанских представителей все же оказалась достаточно удачной: удалось заполучить согласие на участие в соревнованиях национальных олимпийских комитетов 14 европейских и одной азиатской (Японии) стран, а также большинства европейских звезд. Таким образом, вместе с США и Канадой в олимпийских стартах приняли участие 17 стран. Количество спортсменов едва превысило 300 человек (из них 85 представляли США).

Пробы марок США к Играм 1932 года

Первые трудности остались позади. Теперь перед организаторами Олимпиады встала новая, не менее серьезная проблема. Как оправдать расходы, связанные с подготовкой и проведением соревнований? В Игры уже было вложено 6000 тысяч долларов, эта сумма обещала в ближайшем будущем вырасти вдвое, и требовалось хоть частично оправдать затраты. Теперь в ход была пущена реклама. Газеты, журналы, радио зазывали:

«Леди и джентльмены! Спешите забыть на время мировой кризис. Приезжайте в Лейк-Плэсид на зимние Олимпийские игры! Идеальное место, горный воздух, полный комфорт в специально построенном отеле. К услугам леди и джентльменов всевозможные развлечения. Гонки настоящих собачьих упряжек, соревнования на продолжительность танцев. На старте соревнований по зимним видам спорта – лучшие спортсмены мира».

Буфет с напитками являлся едва ли не главной приманкой для американских болельщиков, истомлённых «сухим законом».

Проба марки США, отобранная в печать

65 лет в Лейк-Плэсиде стояли прекрасные зимы, но зима 1932 года, как нарочно, была на редкость бесснежной. А тут ещё частые оттепели уменьшили и без того скудные снежные запасы, и снег на лыжню приходилось свозить из районов, расположенных значительно выше. Начало соревнований приближалось, а погода не сулила ничего хорошего. Ртуть в термометре прочно установилась выше нуля. Иногда целыми днями лил дождь. Ледяная дорожка размякла. Катастрофически таял снег на лыжной трассе. Правда, для проведения состязаний по фигурному катанию и хоккейного турнира был сооружён закрытый «Ледовый дворец» на 3000 мест для зрителей. Но конькобежцы и лыжники были настроены весьма скептически. В их памяти ещё остались воспоминания об Олимпиаде 1928 года в Санкт-Морице, когда не удалось полностью провести соревнования по намеченной программе.

Пропуск перфорации (марки США из буклетов)

Европейских конькобежцев смущала не только погода. Впервые в истории крупнейших международных соревнований по скоростному бегу на коньках забеги решили проводить по весьма необычной для европейцев системе с общим стартом. 4 февраля 1932 года III зимние Олимпийские игры были торжественно открыты. Президент страны Рузвельт произнес по радио специально подготовленную для этого случая речь. Программа Игр осталась почти такой же, как и четыре года назад. Сохранились все номера лыжных и конькобежных соревнований. Проводился турнир по хоккею. Лишь в программе бобслейных гонок произошли изменения: на этот раз спортсмены соревновались на двухместных и четырёхместных санях. Гонки скелетонов не проводились.

К Играм впервые в мире была выпущена почтовая марка. При подборе сюжета первоначально рассматривались два вида спорта – прыжки с трамплина и скоростной спуск, но в обращение поступила марка с изображением скоростного спуска.

Любопытно отметить, что сюжет марки не соответствовал программе соревнований. Соревнования по скоростному спуску на Играх не проводились. Марки поступили в почтовое обращение 25 января 1932 года. На марках были указаны сроки проведения Игр 4-13 февраля 1932 года.

Серия марок на конверте с каше первого дня зелёного цвета

Было выпущено пять виньеток с названием, указанием места и даты проведения Игр. В обращение поступило большое количество разнообразных конвертов первого дня, немаркированных карточек, конвертов с различными каше разных цветов. На рисунках конвертов и карточек чаще всего изображались зимние виды спорта. Кроме того, на конвертах показывали ледовый дворец спорта, национальный флаг США. Каше нескольких цветов ставились на конверты первого дня и в честь открытия зимних Олимпийских игр 4 февраля. Известны зелёные, фиолетовые, красные и сочетания красного с голубовато-зелёным цветами. Известны конверты и с другими каше – клубные, олимпийского комитета и другие.

Конверты с каше открытия Игр

Конверт первого дня с изображением бобслея

В качестве демонстрационных видов спорта проводились соревнования по кёрлингу, гонкам на собачьих упряжках и конькобежному спорт для женщин. Всего было разыграно 14 комплектов медалей в семи видах спорта. Любопытно, что обладателями последнего комплекта медалей стали лыжники в гонке на 50 километров, которую удалось провести лишь 14 февраля, после запланированной на 13 февраля церемонии закрытия Игр. Виной тому опять же стала погода. Ко времени гонки снег растаял. Когда казалось всё потеряно, нашли большую лесную поляну, с которой снег ещё не успел сойти. На этой поляне кругами и провели гонку на 50 километров, а точнее на 48,239 километра.

Виньетки с рисунком плаката Игр

Марка Экваториальной Гвинеи с плакатом Игр

В. Жохов. История Белых олимпиад. Игры в Санкт-Морице (1928) и в Лейк-Плэсиде (1932). «Филателия». 2013. №4 (стр. 28-31)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.