Ранее я писал в журнале «Филателия» об оригинальных марках Батума с изображением дерева, выпущенных во время британской оккупации. Мне удалось доказать, что это — не пальма, и не алойное дерево, как считалось ранее, а кордилина южная. В той публикации не было возможности остановиться на всех подробностях трёх выпусков, и я представил лишь общий их обзор. Погружение в полиграфические детали батумских эмиссий — увлекательнейшее путешествие, настоящее исследование, позволяющее совершить небольшие, но захватывающие открытия и разгадать некоторые загадки, связанные с процессом печатания этих марок.

Впервые такое путешествие совершил крупнейший английский филателист Уильям Хьюджес. В 1935 г. он опубликовал тиражом около 100 экземпляров первую монографию о почтовых марках Батума, представляющую сегодня библиографическую редкость. Последующие две монографии, вышедшие также в Англии, — книги Питера Эшфорда (1987) и Рэя Сересы (1994) – в значительной степени основаны на открытиях, сделанных Хьюджесом.

Вооруженный лишь лупой, но обладавший невероятной остротой зрения и скрупулезностью настоящего исследователя, Хьюджес установил, что рисунок батумских марок переводили на литографский камень строго определёнными блоками. Эти «переводные блоки» (transfer units) содержали по четыре (в первом выпуске) или по 6 (во втором и третьем) «переводных единиц» (transfer subjects), в основном дизайне которых Хьюджес нашел полиграфические детали, характерные для каждого из номиналов. Он обозначил эти «трансферные разновидности» буквами латинского алфавита. Расположение их в блоках первого выпуска следующее: А В С D. Второй и третий выпуски марок Батума содержат в каждом блоке 6 разновидностей или типов: А В С D E F.

При этом необходимо отметить, что, хотя общий дизайн марок всех трёх выпусков аналогичен, но каждый выпуск представлял собой совершенно отдельную полиграфическую продукцию, напечатанную с заново приготовленных литографских камней. Марки первого выпуска, вышедшие 4 апреля 1919 г. (6 номиналов, без надпечатки), печатали в листах горизонтального формата, содержавших по 198 марок (18 вертикальных и 11 горизонтальных рядов). Второй выпуск (10 ноября 1919 г.) включал 8 номиналов и был отпечатан в листах вертикального формата, содержащих по 432 марки (18 вертикальных и 24 горизонтальных ряда). Третий выпуск (18 июня 1920 г.) включал 9 исключительно рублевых номиналов, листы содержали по 308 марок (22 вертикальных и 14 горизонтальных рядов).

Второй и третий выпуски марок оригинального дизайна имели надпечатку «BRITISH OCCUPATION» в две строки, также выполненную литографским способом, причём и в этом случае литографские камни с надпечаткой для третьего выпуска были приготовлены заново. Хьюджес доказал, что надпечатки переводили на литографский камень также блоками по 6 штук, и в результате каждому типу марки второго выпуска строго соответствует определённый тип надпечатки, отличающийся рядом деталей. В третьем выпуске различия переводных единиц надпечатки настолько незначительны, что их невозможно идентифицировать.

Помимо повторяющихся в каждом блоке трансферных разновидностей, Хьюджес выделил ряд «позиционных разновидностей» (positional varieties) надпечатки для каждого выпуска, располагающихся в строго определённом месте на каждом листе любого из номиналов. Во втором выпуске он описал 9 позиционных разновидностей надпечатки. Известно, что в его распоряжении не было полных листов второго выпуска. Мои поиски позволили как раз сделать уникальное приобретение: на одном из аукционов, проходивших в Австралии, я приобрёл через Интернет лот, содержимое которого даже не видел, но некоторые детали описания позволяли предполагать, что речь идёт о подлинных батумских марках в листах и больших блоках. Действительно, «кот в мешке» содержал по одному полному листу второго и третьего выпусков, а также большие фрагменты листов ряда номиналов. В Батуми также удалось найти значительные части марочных листов второго выпуска. Эти приобретения дали ценнейший материал для исследования, и мне удалось обнаружить целый ряд разновидностей, не описанных Хьюджесом.

Во втором выпуске к девяти позиционным разновидностям Хьюджеса, четыре из которых не нашли подтверждения по моим данным, я добавил еще 21, таким образом, общее их количество составило 26. В журнальной статье нет возможности остановиться на всех обнаруженных деталях, поэтому я приведу лишь главные разновидности, которые следует считать коллекционными.

«Большие» позиционные разновидности надпечатки второго выпуска:

Горизонтальный ряд № 2, марка № 14 (32, тип Е). Пропуск правого нижнего угла буквы «N» (рис. 1).

Рис. 1, 2

Горизонтальный ряд № 15, марка № 15 (267, тип С). Пятно чёрной краски слева между «BRITISH» и «OCCUPATION» (рис. 2).

Рис. 3, 4

Горизонтальный ряд № 20, марка № 18 (360, тип F). Левая вертикаль второй «О» имеет большой дефект, буква выглядит как перевернутая «С» (рис. 3).

Необходимо ещё остановиться на разновидности, которой Хьюджес дал название «загрязнённая О» («dirty О»). Вторая «О» в слове «OCCUPATION» имеет горизонтальную полосу в нижней части буквы, соединяющую левую и правую вертикали. Хьюджес обнаружил эту разновидность в 26 марках типа D, расположенных в чётных горизонтальных рядах. Он указал, что могут быть обнаружены и другие марки с такой разновидностью надпечатки, поскольку ему не были доступны некоторые части листов. Анализируя полные листы марок второго выпуска, я пришел к следующему выводу. Надпечатки с «загрязнённой» 2-й буквой «О» отмечаются действительно лишь в чётных горизонтальных рядах на марках №№ 1,4,7,10,13 и 16 (тип D). Наиболее чётко горизонтальная полоска видна на марке № 7. В различных горизонтальных рядах её можно обнаружить не на всех указанных марках. Так, во втором ряду она отчётливо определяется только на марках №№7 и 16; в 4-м — на №№ 1, 7, 13; в 22 м ряду эту разновидность вообще не удается обнаружить, а в горизонтальных рядах 16, 18 и 20 «грязная О» отчетливо видна на всех 6-ти марках типа D. Следует отметить, что на марках со светлым основным фоном (5 коп., 1 руб., 2 руб.) «загрязнённая О» определяется значительно отчётливей, чем на марках с тёмным фоном (10 коп., 3 руб., 5 руб.). Все это позволяет придти к заключению, что «грязная О» является не повторяющейся позиционной разновидностью, как считал Хьюджес, а характеристикой переводной единицы надпечатки типа D, но проявляющейся далеко не на всех марках данного типа (рис. 4).

Рис. 5

Наконец, мне хотелось бы остановиться на очень редкой разновидности надпечатки во втором выпуске марок Батума, которая хорошо известна и оценивается весьма высоко. Так, например, каталог Stanley-Gibbon’s определяет стоимость негашёного экземпляра в 400 фунтов. Речь идёт о почти полностью пропущенной первой букве «О» в слове «OCCUPATION», так называемой «CCUPATION variety». Эта разновидность может отмечаться только в первой слева марке второго выпуска номиналом 5 руб. (коричневого цвета), непосредственно у середины листа — в 12-м (тип D) или 13 м (тип А) горизонтальном ряду. Происхождение её обусловлено недопечатыванием буквы вследствие ослабленного давления пресса в левой части листа. Деформацию и частичный «пропуск» первой «О» можно иногда видеть в соседних марках первого вертикального ряда и в листах других номиналов близко к середине. В моей коллекции имеется реконструированный вертикальный блок из 8-ми 5 рублёвых марок (рис. 5), погашенных «по заказу» (c.t.o.), где хорошо видно, как левая часть первой «О» постепенно «ослабевает» к середине листа, частично не пропечатывается в 12-м горизонтальном ряду (тип D), и почти полностью исчезает в 13-м (тип А). Р. Сереза описывает эту разновидность и в других номиналах марок второго выпуска.

Перейдём теперь к позиционным разновидностям надпечаток третьего выпуска марок Батума. Эти разновидности описаны Хьюджесом очень подробно, поскольку в данном случае в его распоряжении были полные листы. Он обнаружил 65 таких разновидностей, большинство из которых настолько незначительны, что не могут считаться коллекционными. Сам Хьюджес считал, что только три разновидности надпечаток имеют коллекционное значение, но я бы увеличил это число до 8-ми.

«Большие» позиционные разновидности надпечатки третьего выпуска:

Горизонтальный ряд № 1, марка № 19 (тип А). Отсутствие диагональной «ножки» в букве «R». Это наиболее известная и собираемая разновидность, так называемая «BPITISH variety», или «Р» вместо «R» (рис. 6). Её популярность у коллекционеров обусловлена тем, что эту разновидность долгое время считали ошибкой типографского набора.

Рис. 6 – 8

В действительности «ножка» буквы «R» исчезла в результате ошибки гравёра, поскольку надпечатки наносили литографским способом. Таково же происхождение всех других разновидностей надпечатки.

Горизонтальный ряд № 6, марка № 19 (129, тип D). Большой «пропуск» в левом нижнем углу второй «О» (рис. 7).

Горизонтальный ряд № 8, марка № 3 (157, тип F). Большой «пропуск» в нижней части второй буквы «С» (рис. 8).

Горизонтальный ряд № 8, марка № 4 (158, тип D). Большой пропуск в середине левой вертикали первой «О», в результате чего она выглядит, как перевёрнутая «С» (рис. 9).

Рис. 9, 10

Горизонтальный ряд № 8, марка № 16 (170, тип D). Укороченная левая ножка буквы «А» (рис. 10). Эту разновидность Хьюджес считал коллекционной.

Горизонтальный ряд № 9, марка № 16 (192, тип А). Заметный пропуск верхней горизонтали буквы «В» (рис. 11).

Рис. 11 – 13

Горизонтальный ряд № 12, марка № 20 (262, тип Е). Большой пропуск верхней горизонтали буквы «R». Бесспорно коллекционная разновидность (рис. 12).

Горизонтальный ряд № 14, марка № 22 (308, тип F, последняя марка в листе). Пропуск верхней части вертикали буквы «Т» (рис. 13). Также коллекционная разновидность по Хьюджесу.

Рис. 14

В заключение следует отметить ещё один вариант позиционной разновидности надпечатки, весьма популярный среди коллекционеров. Речь идет о смещённой вниз на 2-3 мм надпечатке в двух марках правого крайнего вертикального ряда в горизонтальных рядах № 3 и 4 (№№ 66С и 88F). Крайний правый ряд в листах третьего выпуска сформирован из вертикальных пар (C-F), все надпечатки расположены на одном уровне с соседними марками, за исключением 3-й и 4-й строк (рис. 14). Эта разновидность, как и другие разновидности надпечаток, отмечается в листах всех номиналов. Почему так получилось, до сих пор представляет загадку.

Рис. 15

Погружение в полиграфические детали марочных эмиссий может кому-то показаться пустым занятием, своеобразной паранойей, мало что дающей респектабельному коллекционеру. Но я думаю, что это не так. Разнообразные неправильности и ненормальности при печатании марок, приводящие к появлению необычных разновидностей, всегда были главным объектом целенаправленного собирательства. Изучение причин возникновения этих неправильностей даёт много для понимания особенностей полиграфической техники исполнения того или иного выпуска, а иногда проливает свет на исторические события, связанные с конкретной марочной эмиссией. С моей точки зрения, многочисленные неправильности, обнаруживаемые на марках Батума, отражают ситуацию хаоса и неразберихи, которая имела место в период турбулентных событий гражданской войны и интервенции. Анализ полиграфических деталей позволяет лучше понять процесс производства марок в условиях военного времени и по заслугам оценить те усилия, которые были приложены британскими властями к осуществлению этих выпусков. Хьюджес неоднократно заявлял, что его углубленное описание полиграфических особенностей батумских эмиссий направлено не на создание новых разновидностей. Знание этих деталей даёт возможность ориентироваться, в какой части листа располагалась та или иная марка или блок, что, безусловно, важно для серьёзного коллекционера. Приведу пример, когда знание позиционных разновидностей надпечатки помогло идентифицировать довольно существенную разновидность основного дизайна одной из марок 2-го выпуска номиналом в 1 руб., не описанную ранее. Речь идет о довольно крупном пятне краски внутри правой рамки с обозначением номинала (рис. 15). Три экземпляра данной разновидности оказались в моей коллекции в составе небольших блоков. Марка относится к типу «В» и находится в верхнем горизонтальном ряду, но определить её точный номер мне не представлялось возможным. Позже я обнаружил, что указанная марка всегда расположена над маркой, в которой надпечатка имеет пропуск правого нижнего угла буквы «N». Таким образом, стало ясно, что это — марка № 14. Такие небольшие, на первый взгляд, открытия доставляют огромную радость увлечённому собирателю.

М. Алшибая. Разновидности надпечаток Батума. «Филателия». 2010. №9 (стр. 45-49)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.