В каждый номер этого журнала вкладывается карта Европейской России, на которой обозначена та территория, где издавались и были в обращении марки Земской Почты. На карте указаны границы губерний с главными городами, некоторые главнейшие реки и государственная граница Российской Империи до начала 1-й Мировой войны в 1914 г. Отметим, что две губернии – Ярославская и Калужская, хотя и имели учреждения Земской Почты, но она в них работала бесплатно и почтовых марок не выпускала. Как эта карта, так и нижеследующая статья, являются коллективным трудом нескольких друзей и читателей нашего куриала, существенно облегчивших работу Редакции, которая просит их принять ее глубокую благодарность за это.

По инициативе и под личным руководством Императора Александра II, в шестидесятых годах прошлого века, в России были проведены крупные реформы, коснувшиеся почти всех сторон жизни всего населения страны. Одной из таких важных реформ, было создание в 1864 г. так наз. ЗЕМСТВА, т.е. местного самоуправления из местных жителей, которых население избирало из своей среды для управления всеми сторонами хозяйственной низки в своем уезде. На обязанности  земства лежала забота об оказании всесторонней помощи крестьянству, организация школ, больниц, ветеринарного, агрономического и медицинского обслуживания, постройка мостов и путей сообщения и многое другое, в чем: могло нуждаться население, все это в пределах своего уезда. В течении уже первых нескольких лет земские организации охватили громадное количество уездов и развили большую, культурную и полезную работу, встреченную сочувствием и поддержкой населения.

Многие губернии в России имели территорию во много раз более обширную, чем наиболее крупные государства Европы. Во многих местах, особенно на севере и на востоке, населенность была довольно слабой, многие деревни и села были расположены на далеком расстоянии и друг от друга, и от городов. Вполне естественно, что в те годы сеть железных дорог была еще мало развита и обслуживание населения государственной почтой кончалось там, где были последние города или почтовые станция по государственным путям сообщения. Поэтому, перед Земскими Управами встала неотложная задача организовать свою собственную почтовую службу, которая дополнила бы и продолжила работу Государственной Почты  и связала с ней отдаленные и заброшенные в глушь деревни и села.

Земская почта собирала письма у населения отдаленных сел и деревень и доставляла их в почтовую контору своего уездного города, откуда они уже или по адресам в другие места Империи при помощи Государственной Почты. В то же время, она принимала из уездной почтовой конторы всю корреспонденцию из других мест России и из заграницы и распределяла их по уезду. Многие Земские Управы производили эту работу бесплатно, в других же уездах земство взимало несколько копеек с каждого письма. Для облегчения контроля, во многих уездах стали вводить земские почтовые марки, существование которых подчинялось следующим правилам: земские марки оплачивали только тот путь в пределах уезда, который письмо проделывало при содействии земской почты. Если письма были адресованы за пределы уезда, в другие города или за границу, то в уездной почтовой конторе на них наклеивали государственные почтовые марки, за которые отправитель заранее платил земскому почтальону при передаче письма. То же происходило и при получении писем из других местностей, приходивших уже с государственными или с заграничными марками. Принимая их от уездной почтовой конторы для распределения по уезду, земский почтальон наклеивал на них соответствующие земские марки, за которые ему платили получатели писем.

Помимо почтовых марок, во многих уездах были также выпущены цельные вещи, т.е. конверты с заранее напечатанными на них изображениями марок. В двух уездах марок не было совершенно, но были выпущены только такие конверты: Фатежский уезд, Курской губернии /30 разновидностей/ и Торопецкий уезд, Псковской губернии /13 разных/. В Псковском уезде, одновременно с марками, были выпущены и почтовые открытки /3 разных/.

Земская почта, раньше чем в других местах, была создана в Ветлужском уезде, Костромской губ., но марки вначале там не выпускались и появились позже. Первая же  земская марка была выпущена в Шлиссельбургском уезде, С.Петерб.губ. в сентябре 1865 года. Тем не менее, легализация земской почты указом Сената произошла лишь 27 августа 1870 г., а опубликование его было сделано Министерством Внутренних Дел 5 сент. 1870 г» Земским Управам предоставлялась полная свобода в выборе сюжетов и формата для своих марок, но ставилось два непременных условия: чтобы  земская почта не была бы конкурентом государственной и чтобы земские марки не были бы похоже:: своими рисунками на марки  имперской почты. Кроме того, земские почтальоны не могли употреблять изображения дух скрещенных почтовых рожков ни в своей форме одежды /на пуговицах или на папках/, ни на мешках или сумках для писем, т.к. эти почтовые рожки были в то время официальной эмблемой государственной почты.

Несмотря на это запрещение, некоторые уезды все же копировали рисунок почтовых марок Империи. Вначале, когда появились марки Мелитопольского уезда, Таврич. губ., которые довольно слабо напоминали рисунок марок Империи, они все же были конфискованы. Но после этого, во многих других уездах появился ряд марок настолько похожих на государственные, что не заметить это было невозможно. Но, по видимому, на это стали смотреть более терпимо и марки эти благополучно существовали повсюду без помех. Одновременно с этим, в некоторых уездах были выпущены марки, которые являлись почти точной копией рисунка марок тех же лет, вышедших в Баварии, Финляндии, Дании, Венгрии, Швейцарии и др. странах Европы, а также Русской почты в Турции и некоторых редких марок Соединенных Штатов времен гражданской войны. Особенно замечательна в этом отношении марка, выпущенная в Александрии, Херсонской губ. в 1870 г., представляющая co6oй копию редчайшей марки Соединенных Штатов, выпущенной в 1846 г. в гор. Александрия, Виржиния /Скотт №IX1 S и IX2/.

Не говоря уже про совершенно одинаковое название и американского и русского городов, выпустивших эти марки, особенно интересен еще и тот факт, что первой экземпляр марки американской Александрии был впервые обнаружен лишь в 1872 г. Следовательно, на много лет раньше этого, письмо с такой маркой уже находилось  у кого-то в русской Александрии и она послужила образцом для русской земской марки на два года раньше, чем  она была «открыта» в Соединных Штатах г-ном Тиффанк.

В 1870 г. было уже 30 уездов, выпускавших почтовые марки, а к 1879 г. число таких уездов возросло до 102; после 1879 г. количество уездов постепенно уменьшается, так как, во-первых – расширяется сеть железных и шоссейных дорог, по которым шла государственная почта, а во-вторых – в некоторых уездах земская почта оказалась убыточной. Тем не менее, еще в 1917 году, накануне революции, земская почта была в 48 уездах, считая только те,  в которых издавались марки. Всего же, в течении периода времени между 1865 и 1917 г.г. земские марки были выпущены в 164-х уездах в количестве около 2430 разных, считая только основные типы без вариантов и разновидностей. В это общее число марок входит некоторое количество редкостей, известных лишь в нескольких экземплярах каждая, от 1 до 30 штук. По каталогу Чучина /совет. издание/, таких редких и редчайших марок имеется около 140 разных, но этот каталог нельзя считать абсолютно полным и, основываясь на более поздних исследованиях, следует повысить эту цифру до 250. Марки эти в каталогах имеют вместо цен – буквы «Р» от одной до четырех, в зависимости от степени редкости. В тех случаях, когда такие марки попадают на аукционы, они продаются  по очень высоким ценам, даже если у них есть небольшие дефекты.

В числе редкостей имеются также и следующее: Котельнич, кат. Шмидта №2, 3 коп. черная на желтой бум., вып. 1869 г.; существует только половинка этой марки, а целый экземпляр до сих пор еще найден не был. Также и Подольск, кат. Шмидта №1, 5 коп. серовато зеленая, вып. 1871 г., – до сих пор еще не было обнаружено ни одного экземпляра этой марки, хотя и известно, что их было отпечатано 300 шт. в типографии Емельянова, в Подольске и что из этого количества 50 шт. были в почтовом обращении.

Земские учреждения были введены в  Европейской России в 1864 г.;  что касается Сибири, то в ней Земство было введено законом Временного Правительства 17 июня 1917 г.  В Сибири земские почтовые марки были выпущены в Змеиногорском уезде, Томской губ. /1918 – 20 г.г./ и в Амурской области /1917 – 19 г.г./.    Марки Змеиногорска были найдены лишь в 1924 г. и точных сведений об их выпуске и обращении не имеется никаких. Марки Амурской Области /4 шт./ были отпечатаны по образцу гербовых марок и выпущены сначала для почтового обращения, но в 1919 г, ввиду недостатка мелких разменных денег, их стали употреблять как денежные знаки в 50 к., 1, 3 и 5 рублей.

После октябрьской резолюции в конце 1917 г. и установления в России советской власти, все земские учреждения, а вместе с ни ми и земская почта, были новой властью уничтожены. Тем не менее, в некоторых уездах продолжали выпускать земские парки и в настоящее время известно всего около 60-ти таких марок, выпущенных после революции 1917 года в следующих уездах: Белозерск /1919 г./, Бугульма /1917 г./, Бузулук /1917 г./, Вельск /год выпуска неизвестен/, Золотоноша /1918 г./, Котельнич /1920 г./, Красноуфимск /1919 г,/, Лебедин /1918 г./, Луга /1918 г./, Нолинск /1917 г./, Полтава /1918 г./, Соликамск /1917 г./, Чзрдынь /1918 – 19 г.г./ и Пермь /вероятно 1920 г./. Все марки выпущенные после революции, за исключением Пермских, представляют особенно большую редкость, особенно же на письмах со штемпелем той эпохи.

Помимо почтовых марок для простых писем, некоторые уезды вы пускали марки специального назначения, как например: для заказных писем, для газет и журналов, доплатные и служебные /Полтавс. уезд/ для бесплатной доставки служебной корреспонденции земских школ, больниц и т.д. Особенностью некоторых земских выпусков были марки с талонами: марка наклеивалась на письмо, а талон отрезался и служил для отправителя квитанцией, причем на ном отмечали номер, дату и подпись почтового служащего /Котельнич и Задонск/. На некоторых других марках в других уездах оставлялось место для номера на самой марке; номер этот вписывался чернилами и такие служил для контроля. В ряде уездов /напр. Оса, Перм. Губер./ практиковалось разрезание марок на две и даже на четыре части; каждая часть соответствовала половине или четверти стоимости целой марки.

До 1884 г. все земские марки печаталась местными средствами. Для этой цели употреблялись всевозможные способы: простые типографские композиции, состоящие из надписей, окруженных рамкой, иногда с типографскими орнаментами, литографии всех возможных форматов и рисунков, начиная от очень сложных и художественных, и кончая очень примитивными и наивными по своему исполнению; наконец, марки напечатанные ручным способом при помощи штампов вырезанных из дерева или из каучука. Есть марки, которые печатались в одну краску и раскрашивались кисточкой, от руки. Многие другие марки, составленные из типографских знаков, представляют собой такое большое разнообразие в расположении букв и частей рамки и орнаментов, что все марки одного листа отличаются друг от друга очень существенно.

Такое не большое разнообразие встречается и в сортах бумаги; марки печатались на той бумаге, которая была под рукой, поэтому среди земских марок мы можем встретить бумагу самого различного вида и качества. Некоторые выпуски сделаны были на страницах из школьных тетрадей, в других случаях была использована оборотная сторона повесток Мирового Суда, или страниц из бухгалтерских книг. Вызывалось это соображениями экономии, причем листы бумаги часто старались использовать без остатков и, для этого, часть марок помещалась в перевернутом или в лежачем положении по отношению  к соседним. Кроме того, часто печатали на одном листе бумаги марки разного рисунка и разных номиналов, но одного и того же цвета.

Хотя большинство марок старых выпусков делалось без зубчиков, но в дальнейшем появляются самые разнообразные перфорации, включая и пробивание дырочек швейной машиной и другими домашними способами. То же можно сказать и по поводу клея, который встречается различного вида, цвета и качества.

Старые выпуски земских марок печатались в очень ограниченном количестве экземпляров: печатали столько, сколько требовалось для нужд почты на ближайший отрезок времени. Поэтому, многие старые выпуски были употреблены полностью для оплаты корреспонденция и, когда филателистический мир узнал о существовании земских марок, то оказалось, что многие выпуски были использованы полностью и что от них уже не осталось ни одного экземпляра ни в архивах, ни у почтовых служащих. В то же время, марки использованные для оплаты корреспонденции, попадали в большинстве случаев в руки крестьян, жителей глухой провинции и служащих земских учреждений, которые не только не имели понятия о филателии, но и вообще не представляли себе, что в будущем кто то может этим интересоваться. Поэтому, если сами письма и сохранялись, то конверты с наклеенным марками почти всегда уничтожались. Кроме того, в России очень часто марки наклеивались на обратной стороне конверта и служили заклейкой для письма. Когда письмо вскрывали, то марки часто разрывались. Вот почему сохранилось так мало марок первых выпусков и почему так редки и так дороги эти марки на письмах, а также и штемпельные конверты Земства, прошедшие через почту.

Начиная с 1884 г. некоторые Земские Управы начали заказывать свои марки в Государственной Типографии в С.Петербурге. Существуют 5 различных типов таких марок; в каждом типе рисунок одинаков для разных уездов и меняются лишь герб и название уезда. Все эти марки отпечатаны очень аккуратно и чисто, все имеют перфорацию, но некоторые марки иногда встречаются и без зубчиков; мы думаем, что такие марки происходят из незаконченных листов, или остававшихся в архивах. Во многих уездах к 1917 году уже не печатали марок самостоятельно и употребляли только те, которые были получены по заказу из Государственной Типографии.

Наш краткий обзор будет неполным, если мы не коснемся вопроса о подделках и о фантастических марках. В восьмидесятых годах 19-го века, когда в России и заграницей проявился усиленный интерес к земским маркам, русские коллекционеры стали писать в Земские Управы запросы и заказы на покупку старых марок. Некоторые лица ездили лично во многие уезды и с помощью заведующих земской почтой стали рыться в старых архивах и искать остатки марочных выпусков. Кое где удавалось находить старые марки, но иногда лишь по одному, по два экземпляра из архивов. Некоторые из этих редкостей оставались в коллекциях русских собирателей, но многие продавались заграницу по очень дорогим ценам и в России их уже больше не встречали.

Все это побудило некоторых лиц создать или подделки редких марок, или явно фантастические. Эти фантазии также продавались заграницу и большинство из них было куплено за очень высокие цены известным М. Феррари в Париже.

К счастью, фальсификации подвергались только редкие марки, такие например, как №1 Днепровского уезда, марки Рязанского уезда в форме ромба и другие редкости, никому еще в те годы не известные и никем не проверяемые. Таких подделок, в сущности, немного и в настоящее время они уже не представляют опасности. Но наряду с подделками, часто встречаются фантастические марки, а также и так называемые «пробные», большинство которых являются фантазиями частного происхождения. Подробное описание этих фантазий выходит за рамки нашего очерка, но мы можем добавить, что и они не представляют опасности для коллекционера, т.к. за редкими исключениями, все они напечатаны на более современной бумаге, не имеют клея и вызывают сомнения уже одним только своим свежим видом. Несмотря на то, что существующие каталоги земских марок В. Херрик /1894/, советский Чучина и на немецком языке К. Шмидта, – не могут быть названы идеальными и страдают и пробелами, и противоречиями, несмотря также на то, что в области земских марок еще могут быть открытия новых видов и новых типов, не следует все же думать, что каждая марка не списанная в катало также является вновь открытой редкостью. Не следует приобретать никакие земские марки, не указанные в одном из каталогов, не удостоверившись предварительно в том, что это действительно настоящая марка, а не фантазия для обмана коллекционеров. Но принимая во внимание общее количество известных земских марок, мы все же можем сказать, что подделок и фантазий не так уж много и что не следует их бояться сверх меры.

Хотя земскими марками интересуются далеко не все филателисты, но тем не менее количество любителей растет, запасы земства уменьшаются и пополнять свои коллекции становится все труднее и труднее.  Помимо всего прочего, объясняется это также и тем, что многие крупные коллекционеры скупали земские марки всюду, где только могли и мы часто встречали любителей земства, у которых накопились громадные запасы этих марок, среди которых они выискивали разновидности, типы, ошибки и курьезы. Особенностью земских марок как раз и является богатство разновидностей и большое разнообразие типов и мелких различий между марками на одном и том же листе. Все это часто настолько заинтересовывает собирателя земства и эти поиски настолько увлекательны, что тот, кто начал собирать эти марки, уже не променяет их ни на какие другие.

Заканчивая наш очерк, имеющий значение лишь общего обзора, мы выражаем пожелание, чтобы специалисты и знатоки земских марок приступили бы к изданию полного каталога, так как все существующие и устарели, и страдают пробелами.

Кроме того, они были выпущены в ограниченном количестве и найти свободный экземпляр можно только случайно и в подержанном состоянии, а цена его часто превышает финансовые возможности среднего коллекционера.

Земские почтовые марки. «Русский филателист». 1965. № 6 (стр. 3 – 8)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.