В конце прошлого столетия русское правительство приступило к форсированному строительству железных дорог на Дальнем Востоке. В 1893 году началось сооружение восточных участков Транссибирской магистрали. Спустя четыре года на основании русско-китайского договора, заключенного в 1896 году, была создана акционерная компания по постройке в Маньчжурии и северо-восточных провинциях китайской империи Китайско-Восточной железной дороги – КВЖД. Проекты обеих дорог – Транссибирской и КВЖД были составлены русскими инженерами по наиболее прогрессивным для того времени техническим условиям. Само же строительство дорог осуществлялось в трудных условиях преобладающего горного рельефа, тайги. Часть трассы проходила по районам вечной мерзлоты. Работа строителей осложнялась еще тем, что все материалы, оборудование и подвижной состав доставлялись морем – в основном через дальневосточные порты Владивосток и Порт Артур.

Приходилось строителям решать также проблему топлива для паровозов. На сибирской трассе она решалась сравнительно легко, создавались отряды лесорубов для заготовки дров в тайге. Иначе обстояло дело на постройке КВЖД, проходившей по безлесным местам. Наиболее экономичным вариантом оказалась покупка каменного угля в Корее. Для его доставки администрация строительства железной дороги создала вспомогательную службу – морскую. Приданные ей пароходы-углевозы регулярно заходили в корейские порты, где они загружались углем. Эти же пароходы перевозили уголь также для Приморской железной дороги – восточной части сибирской магистрали. Обслуживали пароходы морской службы русские моряки и артели грузчиков, комплектовавшиеся из местного населения – корейцев, китайцев и эмигрантов-японцев.

Будучи подолгу оторванными от родины, русские моряки использовали каждую стоянку в портах для того, чтобы отправить письма своим родным и друзьям. В заграничных портах это было непросто, так как почтовые служащие не знали русского языка. Учтя эти обстоятельства, морская служба КВЖД заключила соглашение с администрацией функционировавшей в Корее японской почты, которая стала принимать для дальнейшей пересылки поступавшую с русских пароходов корреспонденцию. Она оплачивалась русскими почтовыми марками по таксе, установленной для отправлений за границу департаментом почт и телеграфов Российской империи. А моряки и судовые грузчики могли приобрести русские знаки почтовой оплаты на пароходах. По прибытии в Генсан (ныне Вонсан – порт на восточном побережье КНДР), где производилась погрузка корейского угля, вся корреспонденция с пароходов передавалась в японскую почтовую контору.

Письма, оплаченные русскими знаками почтовой оплаты и отправленные из Генсана, теперь очень редки. Они сохранились в единичных экземплярах.

Имеющееся в коллекции автора открытое письмо отправлено из Генсана 17 июля 1899 года. Оно оплачено 4 копейками в полном соответствии с действовавшей в России прошлого столетия таксой для открытых писем за границу. Письмо написано на японском языке и адресовано в Осаку. В левой части адресной стороны нанесено гашение штемпелем прибытия, на котором в четыре строки указано: «Сэтцу (п фектура), Осака, 32-й год, июль (соответствует июлю 1899 года), 2-й почтовый рейс». В средней части адресной стороны под типографской надписью «Открытое письмо» видно несколько расплывчатое гашение «Раquebot» удостоверяющее пересылку письма морским пароходом.

В изданной в 1957 – 1960 гг. Британским обществом русской филателии шеститомной монографии «Заграничные гашения почтовых марок Русской империи» («Stamps ofthe Russian Empire used abroad») авторы ее С. Д. Чилингриани и В. С. Е. Стефен классифицируют оплаченные русскими знаками почтовой оплаты письма из Генсана как «Русскую пароходную почту в Корее» («Russian shipmail то Korea»). На стр. 486 шестого тома монографии изображен в натуральную величину (25 мм) круглый штемпель японской почтовой конторы в Генсане – тот самый, которым погашено описанное нами открытое письмо. Помещенные по нижней части круга штемпеля буквы IjPO означают сокращенное название на английском языке императорской японской почтовой службы (Imperial japanes Post Office).

Авторы монографии пишут, что в коллекциях английских филателистов имеется несколько писем «Русской пароходной почты в Корее» с генсанскими гашениями периода от 7 апреля 1899 г. до 8 ноября 1901 г. Почти все эти письма адресованы в Шанхай. Сообщается, что у харбинского торговца марками Паппадолопуса имелась 7-копеечная марка с более ранним генсанским гашением, нанесенным в январе 1898 г. Далее приводится таблица учтенных авторами монографии русских марок выпуска 1889 года с генсанскими гашениями: 1, 3, 4, 5, 7 и 10 копеек. 2-копеечная марка указана с вопросительным знаком, означающим, что авторы слышали о ней, но лично ее не видали.

В 1966 г. в 38-м выпуске «Британского журнала русской филателии» («The British journal of Russian Philately») известный исследователь почтовых марок России и СССР французский филателист М. Люпшиц опубликовал заметку о имеющемся в его коллекции 10-копеечном закрытом письме, адресованном в Любек (Германия) и погашенном календарным штемпелем японской почтовой конторы в Генсане 23. августа 1893 года – за несколько лет до создания морской службы КВЖД. Штемпель отличается от применявшегося в 1898 – 1901 гг. Он круглый, диаметром 25 мм, с внутренней окружностью, внутри которой в две строки помещена дата: сверху – арабская цифра дня и римская месяца, внизу – арабская цифра года. В кольце между двумя окружностями постоянные данные – сверху l.j.P.O. Gensan, снизу ЛАЕ I j I 26. Что означает нижняя надпись – не установлено.

На письме имеется гашение небольшим треугольным штемпелем (с основанием 20 мм и высотой 6 мм) с двухстрочной надписью «Gen. Ship». Допустимо предположить, что это гашение нанесено на пароходе, приписанном к генсанскому порту (Gen.- сокращенное Gensan). Гашения с надписью ship (корабль, англ.) применялись морской почтой многих стран между 1891 и 1897 гг. в соответствии с решением Венского конгресса 1891 г. Всемирного почтового союза о гашении некалендарными штемпелями принятой на кораблях почтовой корреспонденции помимо нанесения на нее календарных гашений почтовых учреждений в морских портах. В 1897 г. Вашингтонский конгресс ВПС установил порядок гашением Paguebot всей корреспонденции, принятой от отправителей на кораблях. По всей вероятности, письмо, находящееся в коллекции М. Люпшица, было сдано к отправлению на одном из судов, шедших в Генсан.

К. Бернгард. Русская пароходная почта в Корее. «Филателия СССР». 1977. №8 (стр. 47 – 48)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.