В журнале «Почта» (№ 8 за 1990 г. — орган Общества русской филателии в Австралии и Новой Зеландии) опубликована статья Джона Валтона, в которой он сообщает, что в его коллекции имеются три прошедшие почту карточки России — выпуск Временного правительства с провизорной типографской надпечаткой на марке и двуглавом орле аббревиатуры Р.С.Ф.С.Р., сверху и снизу обрамленной двумя параллельными горизонтальными линиями. Под надписью «Почтовая карточка» — слово «Заказное» на французском и русском языках. Одна из этих цельных вещей (рис. 1) была отправлена из Архангельска (Соломбала) 30 мая 1921 года и прибыла в Австралию (Новый Южный Уэльс) 27 июля. Путешествие длилось 57 дней! На рис. 2 — оборотная сторона карточки со штемпелем прибытия «BEGA —2P27JL21».

Рис. 1

Рис. 2

Две другие цельные вещи (рис. 3, 4) также прошли почту как заказные из Архангельска (Соломбала) в Германию: в июле 1921 года в Брауншвейг, в сентябре того же года в Фейербах под Штутгартом. Отправитель всех трех карточек В. В. Тарасов. Автор публикации скрупулезно проанализировал франкировку и ее соответствие действующим в то время почтовым тарифам РСФСР. Все оформлено правильно. На обороте прибывшей в Австралию карточки – текст на английском языке (см. рис. 2):

Вольдемар ТАРАСОВ
Архангельск (Соломбала)
Россия

Дорогой сэр,

Если Вы хотите пополнить свою коллекцию русскими мирками, пришлите мне хорошую подборку марок Вашей и других стран с оценкой по одному из марочных каталогов, и Вы получите все русские новинки: перфорированные от 1 коп до 10 руб., Советской России 35 и 70 коп., Украины, Дона, Кубани, Крыма, Батуми, Латвии, Эстонии и Финляндии. Ответ последует немедленно. Полная гарантия обмена. Основа — каталоги «Yvert», «Michel», «SW», «Scott» 1921 или no договоренности. Мой постоянный адрес: В. В. Тарасов. Архангельск (Соломбала). Россия».

По бокам текста слово «Обмен» на английском (слева) и немецком (справа) языках.

Рис. 3

В заключение Д. Валтон предполагает, что В. Тарасов активный марочный дилер с весьма широкой клиентурой, так как все рассматриваемые карточки подписаны им лично. Автор публикации задает вопрос, кто еще имеет подобные карточки, особенно отправленные из других мест России и другими лицами. Это позволит сделать заключение об официальном или частном характере надпечаток.

Рис. 4

В редакционном комментарии, автором которого является редактор и издатель журнала «Почта» д-р Росс Маршалл, говорится, что статья Валтона побудила его просмотреть свою коллекцию, и он обнаружил два заказных письма от В. Тарасова: Соломбала — Берлин (3.12.20—30.1.21) и Соломбала — Линц, Австрия (20.4.22—15.5.22). На одном из конвертов вверху слева каше голубого цвета на английском языке «Обменивайте марки и карточки. В. В. Тарасов. Архангельск (Соломбала)». На другом — к аналогичному тексту добавлены еще четыре аббревиатуры (отпечатаны колонкой): К.Е.С.Р. 2485; V.S.C.E. 3855; Y.С.С. 871, Poss. С. 160; S.A. 644. Расшифровка их ждет своего часа. Комментарий еще раз подтверждает, что В. Тарасов вел широкий зарубежный обмен.

Рис. 5

У автора настоящей публикации также имеется «тарасовский провизорий», но, к сожалению, не прошедший почту (рис. 5). От рассмотренных выше он отличается дополнительной надпечаткой на лицевой стороне карточки текста на английском языке с конкретными условиями обмена марками и карточками.

Так кто же такой Вольдемар Тарасов?

Владимир Васильевич Тарасов — известный русский коллекционер — филателист и нумизмат. Он собирал почтовые марки Австралии и цельные вещи всего мира, на первой Всесоюзной выставке в Москве в 1924—1925 годах награжден бронзовой медалью за экспонат «Цельные вещи всего мира». В двадцатые годы Тарасов был представителем Советской филателистической ассоциации (СФА) в Архангельске и Вологде.

С октября 1921 года Тарасов издавал в Архангельске ежемесячный журнал «Северная корреспонденция», а в 1922—1923 годах «Библиотеку коллекционера», где энергично и последовательно пропагандировал русские, периода гражданской войны и советские почтовые марки и цельные вещи. Печаталась «Северная корреспонденция» в типографии Архангельского губернского союза кооператоров, где, по всей видимости, и были сделаны надпечатки на рассматриваемых почтовых карточках.

В заключение об «архангельских» или, точнее, «тарасовских» провизориях можно сказать, что это частный выпуск, имевший несколько вариантов оформления. Тираж его предположительно несколько сот экземпляров. Использовались карточки в качестве бланков для личной переписки и рекламы В. В. Тарасова только с иностранными корреспондентами. Поэтому встречаются они, как правило, у зарубежных коллекционеров. Происхождение чистых, не прошедших почту экземпляров можно объяснить тем, что внутри страны Тарасов рассылал их своим коллегам-филателистам в качестве сувенира. Карточки, несомненно, представляют собой нестандартный малотиражный материал в классе почтовой истории.

Ю. Мякота. Архангельский провизорий. «Филателия». 1993. №6 (стр. 14-15)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.