После февральской Революции и вплоть до первой четверти 1923 года в нашей стране курсировали зубцовые и беззубцовые марки 1909 – 1917 годов. Более того, доказано, что в это время почта не только использовала запасы дореволюционных марок, но и отпечатала со старых клише новые почтовые знаки. Вначале лишь они одни были в обращении, затем к ним добавились сберегательные контрольные и новые марки послереволюционных выпусков.

О дате издания беззубцовых марок 1909 – 1917 годов с контрольной меловой сеткой некоторые исследователи и каталоги сообщают противоречивые сведения. Одни – например, каталоги Гиббонса, Ивера. Цумштейна, «Липсия» и СФА 1924 и 1928 годов – относят их к 1917 году. К тому же году относит их Оскар Рии, составитель каталога знаменитой коллекции К. Шарфенберга: каталог Скотта – к 1917 – 1918 годам. Каталог филателистического клуба Общества Франция – СССР, разделяя их на два самостоятельных выпуска, датирует первый 1917 – 1918 годами, а второй 1918 – 1922 годами. Автор известной монографии «Русская почта в империи, в Турции, в Китае и в Царстве Польском» С. В. Пригара также делит этот выпуск на два издания: первое – 1917 года, второе – 1917 – 1923 годов.

Однако до сих пор не выяснена точная дата выпуска беззубцовой серии марок. Одно несомненно: разные номиналы появились на почте в различное время. Это подтверждается некоторыми фактами.

Желая, в частности, уточнить время появления в обращении десятикопеечной беззубцовой марки, я обратился к журналу «Филателия» за 1917 год. Журнал этот издавался в Петрограде и должен был сообщать на своих страницах сведения о всех выпусках почтовых марок.

Действительно, в мартовском номере журнала опубликована небольшая заметка «Где беззубцовые?» В ней, отвечая, по-видимому, на многочисленные вопросы читателей, автор сообщает, что один молодой человек ежедневно в течение двух недель объезжал все почтовые отделения, бывал на почтамте Петрограда и достал всего один лист пятикопеечных марок и то с неофициальным проколом. В том же номере, в информации «Вниманию коллекционеров» сообщается, что выпущены беззубцовые марки номиналами 1, 2, 3 и 5 копеек. В четвертом же номере «Филателии» в разделе «Новости» появляется сообщение о десятикопеечной беззубцовой марке, которая поступила в обращение.

В июльско-августовском номере читаем, что издатель журнала (торговец Эвальд Эйхенталь) получил беззубцовые марки только следующих номиналов: 1, 2, 3, 5, 15, 20, 35, 70 коп., 1 р., 3 р. 50 к., 5, 7 и 10 рублей. Некоторые из этих марок фирма Эйхенталя и предлагала покупателям по повышенной цене. Относительно 10-, 25- и 50-копеечных беззубцовых марок автор публикации делает лишь предположение: «Говорят, что 10, 25 и 50 коп. также выпущены, но последние нам до сих пор не удалось получить».

В сентябрьско-октябрьском номере «Филателии», вышедшем, как это явствует из помещенных в нем статей, уже после Октябрьской революции, извещается: «До сего времени нам удалось видеть следующие достоинства русских почтовых марок без прокола – 1, 2, 3, 4, 5, 15, 20, 25, 35, 50. 70 коп.. 1 р.. 3 р. 50 к.. 5, 7 и 10 рублей». В ноябрьско-декабрьском номере журнала в разделе «Новости» помещено извещение о выпуске беззубцовых 4-, 25- и 50-копеечных марок.

Так, когда же все-таки выпущена беззубцовая марка десятикопеечного достоинства: до Октября 1917 года или после? Мне попадались в основном негашеные экземпляры, а гашеные вызывали сомнение в подлинности дат на штемпелях. Большинство гашений датировано 1918 годом. Два типа штемпеля образца 1903 года, которые мне встречались, были наложены на целые листы, квартблоки, пары и одиночки с большими полями. Приведу краткие сведения о них.

  1. Штемпель диаметром 26 мм, Петроград, разные даты августа 1918 года.
  2. Штемпель диаметром 21 мм. Петроград, 69 с литерой «е», с разными датами декабря 1918 года.

Стоит заметить, что и другие филателисты, с которыми мне доводилось беседовать, не видели десятикопеечную беззубцовую марку на сопроводительных бланках к посылкам и денежным переводам, а встречавшиеся письма были явно филателистические.

Десятикопеечную марку, вызвавшую у меня столько беспокойства, к сожалению, иногда довольно искусно подделывают. Об этом кратко и не совсем точно упоминается в каталогах СФА за 1924 и 1928 годы. Лишена правдоподобности информация, содержащаяся в каталоге «Липсия», где против этой марки стоит знак, означающий, что известна подделка для обмана почты.

Это явная ошибка. Марки для обмана почты, если они не преследуют политических целей обычно фабрикуются внутри страны. Фальсификат же десятикопеечного почтового знака изготовлен за границей (по-видимому, в Берлине) и предназначался для филателистов.

Как же отличить настоящую десятикопеечную марку 1917 года от подделки?

Вглядитесь в увеличенные фотографии. Слева – оригинал марки, а справа – фальсификат. Размеры подделки по ширине меньше на 0,2 мм оригинала. Что же касается бумаги, то, вопреки утверждению каталогов СФА (1924 и 1928 годов), для изготовления фальсификатов и подлинников использовалась одинаковая бумага.

Я. Вовин. Беззубцовая 10-копеечная марка 1917 года. «Филателия СССР». 1969. № 1 (стр. 7 – 8)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.