В редакцию пришло письмо из города Коломны от молодого филателиста Николая Хлебанцова. Автор письма сообщает, что он уже два года увлекается коллекционированием почтовых марок и конвертов первого дня. Недавно, листая комплект журнала «Нива» за 1905 год, он встретил в разделе «Смесь» такую заметку: «…На днях поступили в обращение наряду с обыкновенными почтовыми марками особые — большого формата марки, художественно исполненные Экспедицией заготовления государственных бумаг. В продаже каждая такая марка стоит на три копейки дороже, чем соответствующая ей почтовая марка (например, 10-копеечная — 13 коп…), и полученные таким путем с каждой марки излишние три копейки идут на усиление средств особого фонда в пользу сирот воинов действующей армии…». Далее в заметке указано, что «издание этих марок ограничено определенным количеством, по распродаже которого марки воспроизводиться не будут. Таким образом, они приобретут со временем ценность сравнительной редкости».

В заключение своего письма тов. Н. Хлебанцов пишет, что ему хотелось бы узнать более подробные сведения об этих марках и увидеть их изображения на страницах журнала.

Выполняем просьбу нашего читателя. О русских почтовых благотворительных марках 1905 года расскажет член редакционной коллегии журнала профессор К.А. Бернгард.

Серия марок, которыми интересуется Николай Хлебанцов, бесспорно, является одной из наиболее интересных эмиссий знаков почтовой оплаты дореволюционной России. Эта серия была выпущена в начале 1905 года в разгар русско-японской войны и представляет собой первый выпуск почтовых благотворительных марок в нашей стране.

Марки были изготовлены в Санкт-Петербургской типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг по заказу учредившей особый фонд в пользу сирот воинов действующей армии благотворительной организации — императорского женского патриотического общества, функционировавшего под «августейшим» покровительством царского двора. Марки отпечатаны типографским способом высокой печати. Проекты рисунков выполнены художниками Е. Франком (марка 3-копеечного достоинства) и Р. Зарриньшем (остальные три марки — 5, 7- и 10-копеечного достоинства). Следует заметить, что в некоторых иностранных справочниках и каталогах русских дореволюционных марок, в частности, в составленном Д. Рейнольдом и изданном в 1957 году Британским обществом русской филателии «Специальном каталоге почтовых марок России», художником всех четырех марок серии 1905 года ошибочно назван Е. Франк, а Р. Зарриньшу отведена только роль гравера.

Для рисунков на марках были отобраны памятники, в наибольшей мере отражающие патриотические чувства русского народа. Так, на марке 3-копеечного достоинства Е. Франк изобразил памятник герою севастопольской обороны адмиралу В. А. Корнилову (1806—1854 гг.). Этот памятник воздвигнут в Севастополе в 1895 году, отлит он по проекту русского морского офицера лейтенанта Бильдерлинга. На 5-копеечиой марке художник Р. Зарриньш поместил памятник Козьме Минину (год рождения неизвестен — умер в 1616 г.) и Дмитрию Пожарскому (предположительно 1578—1642 гг.), возглавившим героическую борьбу русского народа против польской и шведской интервенции начала XVII столетия. Памятник был поставлен и Москве на Красной площади в 1818 году, автор — скульптор И. П. Мартос.

Всемирно известный «Медный всадник» памятник Петру I воспроизведен на 7-копеечной марке. На 10-копеечной марке, завершающей эту интересную серию, изображен общий вид Московского Кремля, всегда олицетворявшего для русских людей сердце Родины.

Несмотря на разные орнаменты, все марки выполнены в одном строго выдержанном изобразительном стиле, что существенно повышает их художественную ценность. В верхней части — традиционная для русских марок того времени надпись «почтовая марка» с указанием почтовых номиналов, проставленных в расположенных по углам овалах. Над центральными рисунками на лентах указаны подписные цены марок, превышавшие почтовые номиналы на 3 копейки. В нижней части приведены слова, поясняющие цель выпуска марок — в пользу сирот воинов действующей армии.

С художественной точки зрения первые русские почтовые благотворительные марки заслуживают самой высокой оценки. Их вполне можно отнести к лучшим образцам мировой филателистической графики начала XX века.

Размер марок значительно больше всех предшествовавших русских знаков почтовой оплаты. Выбор такого размера можно объяснить несколькими причинами. Прежде всего, издатели марок стремились привлечь к ним внимание покупателей (в том числе и зарубежных филателистических торговых фирм) и вместе с тем обеспечить более четкие изображения памятников русского патриотизма. Выбор же конкретного размера марок — 20,5х39 мм — был обусловлен технологическими соображениями типографии ЭЗГБ. Именно в этом размере типография уже много лет печатала гербовые марки. Следовательно, можно было не перестраивать освоенного технологического процесса изготовления таких марок, использовать рулоны бумаги, соответствующие размерам листов гербовых марок, а также всю технологическую оснастку для перфорирования. Листы почтовых благотворительных марок, так же как и гербовых, состояли из 40 марок, 5 рядов по 8 марок в каждом.

Марки печатались на простой бумаге, без водяных знаков.

Заказ женского патриотического общества был срочным, в связи с чем типография использовала при изготовлении марок станки различных систем, позволявшие наносить рамочную, гребенчатую и линейную перфорации. Большая часть тиража марок всех четырех номиналов выпущена в листах с рамочной или линейной зубцовкой 12:12½. На каждой рамке с этой зубцовкой имеется по 14 зубцов на горизонтальных и по 27 на вертикальных сторонах. Часть же тиража марок имеет мелкую (13¼) и крупную (11½) линейную зубцовку. Очень небольшое количество 3-копеечных марок было выпущено с комбинированной линейной зубцовкой 13¼:11½ и 11½:13¼. Такие марки встречаются чрезвычайно редко и относятся к числу наиболее ценных разновидностей русских дореволюционных знаков почтовой оплаты. Разновидности по зубцовке марок разных номиналов указаны в таблице. В ней же приведены современные соотношения цен на марки по французскому каталогу «Ивер» издания 1973 года. Вопреки тексту процитированной Н. Хлебанцовым заметки из журнала «Нива» почтовые благотворительные марки 1905 года находились в обращении почти девять лет — до конца 1913 года. В коллекциях советских филателистов эти марки встречаются с гашениями различных лет. Примером может служить изображенная на рисунке 2 трехкопеечная марка с комбинированной линейной зубцовкой 13¼:11½ (из коллекции автора), прошедшая почту 15 апреля 1906 года — спустя семь с половиной месяцев после окончания русско-японской войны. Довольно часто встречаются марки с надпечатками «Образецъ».

Надпечатки делались также типографским способом, причем слово «Образецъ» наносилось на горизонтальный ряд, состоявший из 8 марок.

Таким образом, на каждую марку приходилось по одной букве. По-видимому, заказ на изготовление марок-образцов выполнялся типографией ЭЗГБ в два приема, в связи, с чем надпечатки производились двумя различными шрифтами с разной высотой букв.

К. Бернгард. В пользу сирот воинов. «Филателия СССР». 1973. №1 (стр. VII-VIII, 33)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.