В 1908 – 1909 гг. поступили в обращение новые русские стандартные почтовые марки, заменившие знаки почтовой оплаты выпусков 1889 – 1905 гг. Новые марки отличались не только рисунками (номиналы от 1 до 10 копеек), но и бумагой. Вместо прежних водяных знаков с параллельными горизонтальными (в ранних изданиях) или вертикальными (в более поздних изданиях) световыми полосками бумага, на которой печатались новые марки, имела водяные знаки только на полях листов. Зато новые марки покрывались предохранительной ромбовидной вертикальной сеткой, известной филателистам под названием меловой.

Замена бумаги была вызвана тем, что в некоторых западных губерниях страны участились случаи повторного использования одних и тех же марок, с которых в ущерб почте смывались штемпеля. Кроме того, были обнаружены фальсификаты прежних марок разных номиналов.

В числе первых в продаже появились новые стандартные марки 7-копеечного достоинства (рис. 1), которые были наиболее употребительными; ими в то время оплачивались иногородние закрытые письма. В коллекциях филателистов можно встретить оплаченные этими марками письма с почтовыми гашениями, датированными декабрем 1908 года1. Наиболее раннее сохранившееся письмо отправлено из Нижнего Новгорода 7 декабря 1908 года.

С 7-копеечной маркой выпуска 1908 года связана одна из интереснейших страниц в истории отечественной филателии. Вскоре после того, как она поступила в продажу, было обнаружено, что в отдельных листах встречается по три марки с некоторыми отступлениями в рисунке (рис. 2).

Что же произошло? Оказалось, что в петербургской типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) в печатную форму для новых 7-копеечных марок случайно включили три клише, изготовленных по промежуточным рисункам. И хотя эта ошибка была выявлена в самой типографии, часть листов марок успели отпечатать и по недосмотру бракеров экспедиции их передали приемщикам Главного управления почт и телеграфов, откуда они поступили в почтовые конторы для продажи населению.

Часть марок с отступлениями в рисунке успели продать. Несколько негашеных экземпляров попало в коллекции филателистов. Несмотря на предпринятые поиски, гашеные экземпляры обнаружить, но удалось.

Выявленные 7-копеечные марки-разновидности быстро стали легендарными. И не столько из-за своей редкости (считается, что к филателистам попало не более 15-20 экземпляров), сколько из-за того, что коллекционеры дали этой разновидности романтическое название – «Три жемчужины». По трем кружкам – «жемчужинам», расположенным между рамкой с указанием номинала и орнаментом, обрамляющим центральный овал с гербом, проще всего определить этот раритет.

Некоторые отличия «Трех жемчужин» от серийной 7-копеечной марки приведены в таблице.

Составители «Каталога почтовых марок и цельных вещей», издававшегося под редакцией Ф. Г. Чучина, и вслед за ними авторы ряда зарубежных каталогов и справочников называют «Три жемчужины» пробной маркой. С этим согласиться нельзя.

Мы не собираемся оспаривать, что рисунок разновидности «Три жемчужины» соответствует одному из эскизов, по которому были изготовлены клише и пробные оттиски. Промежуточное клише и оттиски – закономерный этап технологического процесса доведения первоначального эскиза марки до окончательного образца, представляемого к утверждению для серийного производства.

В рассматриваемом же нами случае марки, отпечатанные с промежуточных клише, вместе с серийными марками прошли весь путь от типографии до почтовых контор и были проданы для использования по своему прямому назначению – оплаты ими почтовой корреспонденции, А проданные через «почтовые окна» знаки почтовой оплаты формально считаются находившимися в почтовом обращении. И по этой причине называть иx пробными нет никаких оснований!

Практическое значение для филателистов имеет ответ на вопрос; как дошедшие до «почтового окна» марки с «тремя жемчужинами» отличить от пробных, которые притом также в небольшом количестве попали к коллекционерам?

Известны два вида пробных марок с «тремя жемчужинами». И оба отличаются от раритетов, проданных почтовыми конторами. Однако эти различия не в рисунках, а в расцветке и предохранительной сетке.

Пробные марки первого вида отпечатаны такой же светло-голубой краской, как и серийные 7-копеечные марки первых изданий 1908-1909 годов. Однако на них не наносилась предохранительная сетка.

Рис. 5

Пробные марки отпечатаны на небольших листках, размер которых соответствует четверти продажного листа. На таком листке было оттиснуто только 20 марок вместо обычных 25. Средний (третий) вертикальный ряд листочка оставался незаполненным. В двух левых рядах оттиски марок расположены нормально, а в двух правых они повернуты на 180 градусов. В результате создавался «тет-беш» (рис. 5).

Также по 20 штук с расположением по тому же принципу «тет-беш» в типографии ЭЗГБ были изготовлены листки пробных марок второго типа. От первого типа они отличались цветом – более глубоким синим, приближающимся к цвету 10-копеечной марки той же серии. Второе отличие заключалось в нанесении на марки предохранительной сетки.

На основе изучения наиболее крупных коллекций русских марок и проспектов аукционных фирм можно считать, что в руки филателистов попало не более чем по одному листку с пробными марками обоих видов. Следовательно, общее количество проб марок не может превышать сорока – по двадцати экземпляров голубого и синего цветов.

В наше время невозможно установить, когда были изготовлены листки с пробными марками и по каким каналам они попали к филателистам. Поскольку пробные марки появились в продаже на несколько лет позже поступления в обращение серийных марок, не исключено, что и листки с пробными марками были изготовлены позже.

Итак, подлинными (не пробными) следует считать те 7-копеечные марки с «тремя жемчужинами», которые отпечатаны светло-голубой краской на бумаге с контрольной сеткой. Бесспорно, подлинными являются такие марки в сцепках с обычными серийными. В коллекциях филателистов известны такие парные горизонтальные сцепки с расположением «трех жемчужин» как справа, так и слева. К сожалению, места расположения «трех жемчужин» в листах в свое время не были зафиксированы.

Ю. Матвеев, К. Бернгард.  Три жемчужины. «Филателия СССР». 1972. №6 (стр. 38 – 39)


  1. Во всех отечественных и зарубежных каталогах неправильно указан 1909 год как год выпуска стандартных марок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.