Во всемирно известном романе Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» можно встретить строки о полевой почте. Именно эта тема послужила предметом любопытного исследования, появившегося на страницах чехословацкого журнала «Филателие».

Некоторые события в романе, пишет коллекционер Мирослав Востатек, несут на себе отпечаток личных впечатлений и переживаний самого писателя. Гашек создавал своего Швейка в Липнице, где он жил и затем был похоронен. В «Похождениях» часто упоминается и Липнице, и близлежащие деревни — Едоухов, Куйжлице, часто говорится о Гумполецку и Пелгржимовску. До них тоже рукой подать. Не забыт в романе и такой реальный факт, как пребывание шведов в липницком замке в период 30-летней войны.

Нам известно, что Гашек служил в 91-м императорском и королевском пехотном полку в Чешских Будейовицах с командованием в Праге. Полк этот существовал в действительности, и если немного повезет, то на почтовых отправлениях можно даже найти его штемпеля. Некоторые уже воспроизводились в печати, но далеко не все.

В начале первой мировой войны создавались полевые подразделения «маршкумпачки», или т. н. роты маршкомпании. В одной из них, точнее в 11-й и служил бравый солдат Иозеф Швейк в качестве денщика командира роты поручика Индржиха Лукаша, фамилию которого автор романа позаимствовал у подлинного лица — майора канцелярской службы Рудольфа Лукаша (он пережил Гашека и умер в 1938 году). Найти хотя бы одного конкретного отправителя из 11-й роты по корреспонденции полевой почты Мирославу Востатеку не удалось, но он близко подошел к цели: разыскал отправления с номерами 12-й и 14-й рот, а о них Гашек упоминает несколько раз. Например, о 12-й мы узнаем, что она вместе с 13-й ротой стояла в лагере в Бруцки над Литавой. Нельзя забыть сцену телефонного разговора денщика Иозефа Швейка со своим коллегой из 13-й роты. Кстати, известно и имя командира этой роты — Циммерманн. В романе говорится о батальоне N, но на сохранившейся корреспонденции, отправляемой в Чешские Будейовицы, можно разыскать батальоны № 4 и 8, в составе которых перечисленные роты затем отправились в Налич. На станции Золтанка тогда обнаружилось, что все роты на месте, кроме 14-й «маршкомпании», потерявшейся во время обхода Львова.

Есть в романе эпизод, когда генерал рассказывает новобранцам об их полевой почте № 72. Она тоже существовала на самом деле, что М. Востатек установил по почтовым документам. На отправлении, помеченном февралем 1916 года, можно увидеть, что 72-й полевой почтой пользовался 54-й пехотный полк из Оломоуца. Его штемпель проставлен и на почтовом отправлении из Земнебронецкой пехотной бригады в Бекеши. В то же время на почтовых карточках чаще других обнаруживается штемпель полевой почты № 33. И хотя один из исследователей указывает, что в 1914—1915 годах она действовала на Балканах, в дальнейшем ее перебазировали на русский фронт.

Проделав подробный экскурс в историю чешскобудейовицких полевых почт, М. Востатек высказывает предположение, что Иозеф Швейк скорее всего мог пользоваться полевой почтой № 33, к услугам которой прибегал и Ярослав Гашек. Если бы удалось найти почтовую карточку, датированную 1914 или 1915 годом с адресом одного из военнослужащих 11-й роты, все сразу бы встало на свои места. «Такое почтовое отправление должно где-то сохраниться», — Мирослав Востатек в этом абсолютно убежден.

Л. Жуковский. Швейк, откликнись! Тебе письмо! «Филателия СССР». 1989. №12 (стр. 41)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.