Специалисты утверждают, что «катапультная почта» для ускорения доставки корреспонденции с корабля на берег была предложена президентом французской пароходной компании «Френч лайн» Далем Пиаса.

Ему довелось быть свидетелем успешного запуска гидросамолета военно-морских сил с катапульты, установленной на палубе крейсера «Приможо». Пилотировал самолет молодой лейтенант французских ВМС де Вэссо Л. Деможо.

Энтузиазм летчика покорил Пиаса, и он добился разрешения командования ВМС Франции на установку катапульты на палубе трансатлантического лайнера «Иль де Франс». Мощность катапультирующего устройства, приводившегося в действие от корабельных котлов, была достаточной, чтобы «бросить» в воздух биплан «Ланс» конструкции компании «Лиор и Оливье», который весил три тонны. Пробный запуск подтвердил, что почту на берег можно доставить почти за день до прихода корабля в порт.

Едва успел «Иль де Франс» отойти от причала Гавра, как на лайнере разнеслась весть о предстоящем катапультировании. Пассажиры и команда с нетерпением ожидали эксперимента.

13 августа 1928 года в два часа пополудни, когда до Нью-Йорка оставалось 400 миль, на борт гидросамолета поднялись командир экипажа Деможо, механик и бортрадист. Катапультирование прошло успешно, и «Ланс», описав круг, исчез за горизонтом.

Спустя три часа с момента катапультирования гидроплан совершил благополучную «посадку» в гавани Нью-Йорка и « пришвартовался» у пирса компании «Френч лайн». Таким образом, эксперимент завершился полным успехом.

В тот же день в 18 часов 15 минут — через 4 часа 15 минут после старта самолета на центральный почтамт Нью-Йорка доставили три мешка с почтой, причем некоторые содержавшиеся в них конверты были помечены кашэ с текстом на французском языке: «Август-сентябрь 1928 /первая (транс)атлантическая авиапочтовая линия /гидроплан « Ланс », катапультированный с «Иль де Франс» /пилот: лейтенант де Вэссо Л. Деможо».

Надежды Пиаса сбылись. Как он и предполагал, корреспонденция поступила с опережением на 15 часов, причем много времени еще ушло на формальности, связанные с таможенной и иммиграционной службами.

Произошел и курьез. Первый катапультный полет истощил все запасы марок достоинством в 10 франков в почтовом отделении «Иль де Франс». Планируя повторное катапультирование по возвращении лайнера во Францию, главный почтмейстер корабля добился разрешения французского генерального консула в Нью-Йорке надпечатать имеющиеся запасы марок номиналами 90 сантимов (тип «Бертло») и 1 франк 50 сантимов (тип «Пастер») с тем, чтобы они соответствовали тарифу в 10 франков для оплаты писем, доставляемых воздушным путем. 16 августа марки поступили в продажу в почтовом отделении «Иль де Франс» для намеченного на 23 августа второго катапультного полета.

Слух о надпечатке вызвал бурю негодования во Франции. По распоряжению министра почт и телеграфа было проведено расследование, в результате которого почтмейстер корабля получил выговор, а остатки тиража подлежали уничтожению. Вопреки приказу почти все надпечатанные марки сохранились. Зарегистрировано их число: номинала 90 сантимов — 1501 негашеных и 1135 гашеных, номинала 1 франк 50 сантимов — 750 негашеных и 250 гашеных экземпляров.

Специалисты различают две разновидности катапультного провизория «Иль де Франс»: один лист марок типа «Бертло» с перевернутой надпечаткой, другая разновидность — в расстоянии между новым надпечатанным номиналом (10 FR.) и двойной чертой, аннулирующей прежний номинал (вместо 4,5 мм — 6,5 мм). Этот провизорий встречается крайне редко, однако имеется много фальсификатов, о чем свидетельствуют результаты экспертиз.

Катапультные полеты Деможо продолжались и во время следующего плавания «Иль де Франс» через Атлантику. 13 сентября 1928 года, когда лайнер выполнял обратный рейс из Нью-Йорка, пилот предпринял попытку покрыть расстояние в 800 миль до Ле Бурже, однако на биплане возникли неполадки. Пришлось совершить вынужденную посадку на воду в 28 милях от Бишопе Рок. Пришедший на помощь английский траулер взял беспомощный самолет на буксир. На этом катапультные полеты Деможо прекратились.

Спустя почти год их возобновил другой французский летчик Леон Домерг, доставивший почту на своем гидроплане в Нью-Йорк (19 августа, 3 и 23 сентября и 14 октября 1929 года), а на обратном пути в Гавр (27 августа, 12 сентября, 3 и 24 октября того же года). Конверты, относящиеся к указанным перелетам, имеют специальный штемпель гашения с текстом на французском языке: «Трансатлантический перелет / с помощью катапульты с «Иль де Франс» /август 1929/ пилот Домерг».

В 1930 году было совершено 12 катапультных полетов с лайнера «Иль де Франс». Однако, несмотря на их популярность, специальные кашэ были упразднены. Конверты можно различить лишь по датам доставки корреспонденции в Нью-Йорк (8 и 28 июля, 24 августа, 9 и 29 сентября, 30 октября) и в Гавр (16 июля, 1 и 17 сентября, 8 и 29 октября).

Вслед за Францией Германия установила катапультирующее устройство на принадлежавшем пароходной компании «Норт-Джер-ман Ллойд лайн» трансатлантическом корабле «Бремен». Во время первого рейса в Нью-Йорк был осуществлен запуск поплавкового моноплана « Хенкел ь Д 1717», который «приводнился» в 22 милях от Файр-Айленда в районе Нью-Йорка. Гидросамолет перевез около 11 тысяч почтовых отправлений, которые филателисты определяют по штемпелю овальной формы с текстом на немецком языке: «Первый германский катапультный полет 27.7.1929 / пароход «Бремен» «Нью-Йорк». До 1935 года доставку почтовой корреспонденции с помощью катапультной почты обеспечивали трансатлантические лайнеры «Бремен» и «Европа».

Однако начавшиеся беспосадочные перелеты через Атлантический океан привели к отказу от катапультной почты.

А. Бандура. «Катапультная почта» через Атлантический океан. «Филателия СССР». 1989. №10 (стр. 57-58)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.