Наследие австрийского художника Коломана Мозера (1868— 1918 гг.), создателя ряда интересных в графическом отношении почтовых эмиссий, вошло в золотой фонд мировой филателистической графики.

Для коллег по художественному объединению «Венские мастерские» он был просто Коло Мозер. Даже в солидных академических словарях шутливое прозвище обязательно указано в скобках. Становление К. Мозера происходило в годы обучения в Венской академии искусств и школе декоративно-прикладного искусства. Поражает круг творческих интересов молодого живописца: архитектура, керамика, конструирование мебели, ювелирное дело и, конечно, графика — вот далеко не полный перечень областей, в которых он работал.

В 1899 году Мозер стал профессором школы декоративно-прикладного искусства. К этому времени он уже имел опыт графического оформления почтовых документов. Первое произведение почтовой графики, в котором проявилась оригинальная мозеровская манера, относится к 1898 году. Тогда, выполнив заказ венского издательства «Карл Фромм», он решил перенести созданный им орнамент на конверт, в котором рассылался подписчикам самый маленький календарь этой фирмы.

Австрийский вариант «модерна» получил название «геометрический стиль». Именно в этой манере выполнены все марки, созданные Мозером.

Серию «Пейзажи» (Босния и Герцеговина, 1906 г.) современники называли «генеральной репетицией» австрийской марочной графики. Каждая миниатюра имеет сложный орнаментально-декоративный бордюр переменной ширины — излюбленный прием Мозера. Сверху рамка узкая, боковые части ее представляют собой самостоятельную виньеточную композицию. Бордюры служат обрамлением для тонко прорисованных пейзажей и заключающего серию портрета.

Спустя два года художник оформил юбилейный выпуск «60 лет правления императора Франца Иосифа». В этой работе он проявил себя как мастер портретной графики. Гравировал марки виртуозный мастер резца Фердинанд Ширнбёк. Почтовые миниатюры в 2, 5 и 10 крон выполнены в двух цветах. В этой серии Мозер смело экспериментирует со шрифтовыми рамками и декоративными бордюрами. Он никогда не вписывал изображения в круг, а размещал их внутри сложных геометрических фигур.

В 1910 году увидела свет серия «80 лет со дня рождения императора Франца Иосифа». Мы узнаем сюжеты выпуска 1908 года, однако пропорция изменилась: здесь господствует вытянутый вверх прямоугольник. Композиция строится «многоэтажно»: в нижней части год издания, над ним номинал, причем цифры в целях создания симметрии повторяются. Выше — слова «Австрийская почта», а над ними — портрет. В самом верху — год рождения Франца Иосифа. Там, где изображение заключено в овал, по углам рисунок из ромбов, напоминающий отраженную в кривом зеркале шахматную доску. Марка в 10 крон является наиболее ярким воплощением принципа симметрии: тождественность правой и левой половин усиливается благодаря изображению павлиньих перьев, окаймляющих портрет.

В 1915 году вышла благотворительная серия «Вдовам и сиротам воинов». Характерные эпизоды из военной жизни стали символическим воплощением трагедии первой мировой войны.

В книгах и статьях об австрийском живописце репродукции марок соседствуют с другими жанрами графики. В области плаката, книжной иллюстрации и календарной графики художник не придерживался только геометрического стиля. Он часто прибегал к асимметричной композиции, использовал мотивы волны или парящей в воздухе человеческой фигуры. Глядя на австрийские марки, трудно предположить, что любимой темой их автора был женский профиль, окаймленный черными развевающимися волосами. Почему же этот сюжет не нашел воплощения в марках? Дело в том, что Мозер считал марку «строгим» жанром и был особенно требователен к себе. Окончательным вариантом почтовой миниатюры становились лишь те композиции, которые были хорошо продуманы и доведены до высокого уровня графического мастерства.

В 1968 году австрийская почта посвятила Коломану Мозеру специальную марку. На ней — портрет умудренного жизнью человека, сложившегося художника. Эта миниатюра может пополнить многие коллекции по темам «История графики», «Мебельное искусство», «Керамика», «Искусство плаката» и другие. Ею заинтересуются и филателисты, занимающиеся историей городского транспорта: мозеровский стиль использован при оформлении венского метро. На марке — хорошо знакомый орнамент, похожий на павлиньи перья. Современные художники помнят К. Мозера и продолжают его традиции почтового дизайна.

А. Дьяченко. Мастер почтового дизайна. «Филателия СССР». 1989. №7 (16-17)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.