Можно лишь гадать, как и когда люди обратили свои взоры на водные пути-дороги. Трудно даже определить время первых путешествий между материками. Но эти обстоятельства отнюдь не мешают почтовым ведомствам практически всех государств посвящать свои выпуски важнейшим событиям, оставившим след в истории мореплавания.

Ответ на вопрос о том, кто и когда открыл землю, названную впоследствии Америкой, затерян во мгле столетий. Ученые полагают, что первые пришельцы попали в Северную Америку из Сибири через неширокий Берингов пролив, преодолев его пешком по льду и на каяках, которыми до сих пор пользуются эскимосы.

Из Южной Америки люди приплыли на острова Полинезии. Одно из наиболее весомых доказательств этого — путешествие Тура Хейердала на плоту «Кон-Тики», который течением донесло от Перу до Маркизских островов. А в 1963— 1964 годах также на плоту от Австралии до берегов Перу прошел Вильяме Уилис.

Есть основания считать, что по воле волн и ветра на американский континент попали люди, которых стали именовать индейцами. Они-то и встречали здесь первых мореходов с востока.

Еще в глубокой древности, преодолевая страх перед океаном, достигали берегов сегодняшней Америки любопытные смельчаки, которым не терпелось заглянуть за кромку света и увидеть, на чем держится земля. Возможность такого путешествия доказала еще одна международная экспедиция под руководством Тура Хейердала, в состав которой, в частности, входил советский врач Юрий Сенкевич. Тысячи миль экспедиция преодолела на «Ра» — папирусной лодке, сделанной по образцам древних египетских корабелов. Такая лодка изображена на марке Барбадоса.

На знаке почтовой оплаты Ливана, выпущенном к столетию независимости Бразилии,— парусно-весельные суда финикийцев в Средиземном море и у берегов Центральной и Южной Америки. Ливанцы не без оснований считают, что их предки пересекали просторы Атлантики, беря старт у Канарских островов.

Доподлинно известно, в начале последнего тысячелетия к берегам Америки доходили скандинавские морские кочевники — викинги под предводительством Лейфа Эрикссона. Об этом повествуют марки Исландии. На них можно увидеть маршрут кораблей, проложенный из «страны льдов» через Гренландию к Новому Свету, памятник первому европейцу, шагнувшему на эту землю. На почтовом блоке, тоже исландском, показан памятник, установленный в честь Эрикссона в Рейкьявике. Надпись на полях гласит, что он открыл Винланд (ныне Новая Шотландия). В США в 1925 и 1968 годах тоже были выпуски, связанные с темой викингов-первооткрывателей. На миниатюре Фарерских островов 1982 года художник отобразил основные направления движения ватаг скандинавов в Атлантическом океане.

В IX—X веках они постоянно, словно цыгане на повозках, скитались на судах со всем скарбом, обуреваемые жаждой наживы. Открывали и завоевывали земли, устанавливали торговые связи с сильными соседями. Викинги, или, как их называли в Европе, норманны (северные люди), а на Руси — варяги, нападали внезапно и большими силами на прибрежные города, поднимались по рекам в глубь стран и грабили, покоряя их. Сюжеты почтовых марок острова Мэн показывают приближение норманнов к острову и захват его в 938 году.

О том, как завоевывали норманны Альбион, рассказывают миниатюры Франции и Великобритании, изданные в честь 900-летия битвы при Гастингсе. Уместно вспомнить, что французская историческая область Нормандия получила свое название после захвата ее морскими разбойниками. Поэтому на эмблемах Нормандии часто встречаются изображения их кораблей — драккаров.

Суда викингов были мореходны, имели хорошую скорость. Конструкции этих лодок удалось восстановить по археологическим находкам, изображениям на предметах обихода, по произведениям монументального и декоративного искусства. Наконец, по древним сагам. Например, рисунок на ритуальном обелиске, найденном на острове Готланд, сохранил внешний вид лодки викингов. Она стала сюжетом шведской марки.

Обнаруженные в 1880 году в Гокстеде (Норвегия) части древнего судна, а в начале века в Озеберге на берегу Ослофиорда могилы с ритуальным захоронением позволили реконструировать лодку. Построенные заново, они были неоднократно опробованы на морских дорогах. Некоторые из них стали музейными экспонатами и используются художниками – миниатюристами в качестве моделей.

На страх врагам викинги украшали носовые штевни судов деревянными резными головами драконов (отсюда название — драккары). Наиболее детально воспроизведены они на марках польским художником Ст. Малецким. В шведской серии 4 Кованые художественные изделия» можно распознать бронзовые флюгеры, которые укреплялись на клотиках мачт драккаров.

Создателей рисунков знаков почтовой оплаты особенно привлекает музей королевы Матильды, расположенный во французском городе Байе. Здесь хранится многометровый настенный ковер XI века со сценами-узорами из жизни норманнов. По преданию, его вышивала королева с придворными дамами в честь победы над англосаксами и восхождения на британский престол Вильгельма — герцога Нормандского, прозванного Завоевателем. Фрагменты гобелена воспроизведены на марках Великобритании, Болгарии, Катара и других стран.

В 1974 году варяжское судно появилось и на советской марке, посвященной 100-летию со дня рождения знаменитого русского живописца, археолога, знатока истории Древней Руси и Востока Николая Рериха. На ней изображена его картина «Заморские гости», написанная в 1901 году. Норманны, как считают, пытались опустошить земли и наших предков. Незваных пришельцев во всеоружии встречали новгородские дружины, преграждавшие с севера путь врагам.

Нередко сами русские князья нанимали отряды варягов для войн и дворцовой службы. Наемникам поручались и убийства из-за угла. Они закололи, например, князя Ярополка в 980 году» убили князя Бориса в 1015 году. Варягов использовал Ярослав в войне со своим отцом. Свод древнерусского права — Русская Правда ограничивал произвол буйных скандинавов, упорядочивал взаимоотношения иноземцев с местной дружиной.

С ведома русских князей северные соседи часто спускались на судах по Днепру в Черное море — дорогой «из варяг в греки», плавали по Волге в Каспий. Но если Балтийское море называли Варяжским, то Черное величали Русским, где властвовали русские дружины на своих ладьях и скедиях.

Маркография

  • Барбадос — № 466
  • Болгария — № 2184
  • Великобритания — № 453—460
  • Венгрия — № 2612
  • Гана — № 14
  • Дания — № 509, 613
  • Исландия — № 183—185, 531—532, 6л. № 2
  • Канада — № 278
  • Катар — сер. № 146
  • Куба — № 1623
  • Ливан — № 574
  • Мэн, о.— № 1, 17, 34
  • Норвегия — № 213—218, 238, 402
  • Польша — № 1241, 1415
  • Самоа и Сисифо — № 334
  • Сан-Марино — № 576
  • СССР — № 4392
  • США —№ 264, 862
  • Фарерские о-ва — № 15, 64
  • Франция — № 1486, 1993
  • Фуджейра — сер. № 76
  • Швеция — № 647
  • Экваториальная Гвинея — сер. № 66
  • Эстония —№ 13—16

В. Синегубов. Путешествие древних мореходов. «Филателия СССР». 1989. №5 (стр. 12-14)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.