125 лет назад, 15 ноября 1862 года в Силезии (г. Оберзалъцбрунн) в семье трактирщика родился Герхарт Гауптман, будущий известный немецкий драматург, пьесы которого до сих пор не сходят со сцен многих театров мира.

В 18 лет он поступил в художественную школу в Бреслау (Вроцлав), а через два года стал студентом Йенского университета, увлекался биологией, психологией, философией. Однако Гауптман все более тяготеет к литературе: сначала мечтательная лирика, затем эпические стихи, реалистическая проза и, наконец, драма. В 1889 году, после создания пьесы «Перед восходом солнца», в которой показана история распада буржуазной семьи, к нему приходит известность.

В первых произведениях Гауптмана, относящихся к 90-м годам XIX века, отразилось недовольство широких народных масс, разоряемых и угнетаемых крупным капиталом. Это придало его творчеству социальную остроту. Постановка в 1892 году драмы «Ткачи», в которой впервые в немецкой литературе затрагивалась тема пролетарского восстания, превратилась в политическое событие. Пьеса возникла не случайно. Ткачом был дед писателя, и в семье сохранились воспоминания о знаменитом восстании силезских ткачей в 1844 году, жестоко подавленном правительством. Кайзер Вильгельм 11 свое недовольство бунтарским пафосом спектакля припомнил Гауптману несколько лет спустя, наложив запрет на присуждение ему Шиллеровской премии.

Портрет Г. Гауптмана можно видеть на почтовой марке Конго (№ 498). Под ним — стилизованное изображение суровых нитей полотна — символ ткаческого труда.

В России пьесы Гауптмана пользовались огромным успехом. В 1898 году Московский Художественный театр показал русскому зрителю драму «Потонувшие колокола», в которой главную роль исполнял К. С. Станиславский (№ 1329, 2804 — СССР).

Царская цензура запретила русский перевод «Ткачей». Однако в 1895 году появились сразу два подпольных перевода. Один из них сделала А. И. Ульянова-Елизарова. Она вспоминала: «Я перевела с немецкого «Ткачей» Гауптмана, которые были изданы на гектографе и читались среди рабочих Москвы и близких провинций». По свидетельству В. Д. Бонч-Бруевича, перевод редактировал В. И. Ленин. Владимир Ильич интересовался и другими произведениями драматурга. 18 февраля 1900 года, возвращаясь из сибирской ссылки, он впервые посетил Московский Художественный театр, где в тот день ставили «Возчик Геншель» Г. Гауптмана.

В 1918 году «Ткачи» были изданы отдельной книгой Петроградским советом рабочих и красноармейских депутатов, а затем поставлены в Мариинском театре. 14 марта 1923 года спектакль показали на торжественном заседании Петроградского Совета в связи с 25-летием Российской коммунистической партии.

Гауптман с симпатией следил за переменами в послереволюционной России, В начале 20-х годов вместе с известным путешественником и общественным деятелем Ф. Нансеном (№ 2653 —

СССР) и М. Горьким (№ 392—393—СССР) подготовил и издал сборник «Россия и мир», средства от продажи которого пошли в фонд помощи голодающим Поволжья.

В конце 1945 года после краха фашизма Гауптман был избран почетным председателем организации демократической интеллигенции «Культурбунд».

6 июня 1946 года писатель скончался.

Почтовое ведомство ГДР не раз посвящало выдающемуся драматургу свои выпуски. Его портрет — на двух марках стандартной серии «Выдающиеся деятели науки и культуры», изданной в 1948 году в советской зоне оккупации Германии (№ 33, 43). В 1953 году эту серию, но с некоторыми изменениями повторило почтовое ведомство ГДР. Специальной миниатюрой и КПД отмечен столетний юбилей Гауптмана (№ 637). На памятном конверте 1974 года к первой выставке юных филателистов округа Зуль в честь 25-летия ГДР — здание школы в Шлёйзингене, носящей имя писателя. Портрет Гауптмана можно видеть на блоке № 15 и марке стандартной серии ФРГ № 234, а также на знаке почтовой оплаты № 192 такой же серии Западного Берлина.

В 1972 году к 60-летию присуждения выдающемуся драматургу Нобелевской премии свою марку посвятило ему почтовое ведомство Швеции (№ 768).

125-летие Гауптмана отмечено новыми выпусками в ГДР и ФРГ.

А. Блох. К 125-летию писателя и драматурга. «Филателия СССР». 1987. №10 (26-27)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.