Осада токийского почтамта в то субботнее утро началось на рассвете. Тысячи охотников за филателистическими новинками молча, но целеустремленно штурмовали в просторном зале амбразуры почтовых окошечек, дабы приобрести последнюю, девятую по счету, олимпийскую серию. И ажиотаж не погас даже в тот час, когда на Национальном стадионе в апогее церемонии открытия Игр-1964 запылал олимпийский огонь.

Парад архитектурных шедевров на блоке Японии (10.10.1964)

Жажду фанатов филателии обрести праздничный выпуск японская почта утолила. Ее четыре марки и блок художника Сабуро Ватанабе повествовали об олимпийских аренах Токио. Даже в миниатюрном масштабе шедевры спортивной архитектуры производили сильное впечатление. И Национальный стадион. И дворец спорта Ниппон-Будокан. И бассейн Йойоги. И зал «Комазава».

Конверт первого дня (10.10.1964)

Слов нет: марки, запечатлевшие триумф японской спортивной архитектуры, хороши – каждая в отдельности и собранные вместе в блоке. Великолепие цветовой гаммы и неожиданность  ракурсов оттеняла эмблема Игр, созданная дизайнером И. Камекура. Его харизматическое произведение впечатляюще лаконично: символ Японии – восходящее солнце, красный диск которого особенно ярок на белом фоне.

Однако копии всегда уступают оригиналу. И великолепие токийских арен удалось разглядеть все разом. Но на следующий день по завершении Игр, когда два спецкорра «Комсомольской правды» решили попрощаться с олимпийской столицей, взглянув на нее с высочайшей точки – с токийской телебашни.

Для того пришлось вначале опуститься в сабвей, как называли на английский манер местную подземку, а затем подняться на поверхность – как раз у подножия телебашни, внешне напоминавшую европейскую родственницу – творение Александра Эйфеля. Кстати, «парижская мадам» уступает в росте токийской громаде из металла 33 метра. Вцепившись в землю четырьмя оранжевыми прямо-таки драконьими лапами, телебашня подавляла все окружающее ее – и жилые кварталы обветшавших домов, и бетонные акведуки, и муравьиные автопотоки.

А в утробе башенного исполина дремотно текла жизнь ночного ресторана под вывеской «Волга», куда гости из Москвы не могли не зайти. И увидели старороссийский трактир с репродукций давних времен. Ряженые половыми официанты подавали чай редким дневным посетителям. На пустынной эстраде лежали балалайки. А из потайных динамиков тихо разливалась знакомая мелодия – «На позицию девушка провожала бойца».

От этой бутафорской экзотики до скоростного лифта – десятокдругой шагов. И моложавая японка в униформе стюардессы воздушного лайнера, изящно прикоснувшись к кнопке подъемника, вознесла нас к небесам.

С 333-метровой высоты смотровой площадки гигантский мегаполис как на ладони. Вот каков ты, Токио! И эти «подмостки Великой азиатской олимпийской премьеры», как назвала столицу одна из японских газет в день завершившихся в нем Игр, впечатляющи велики. Город в поперечнике – более ста километров. И любому гостю потеряться в нем – проще простого. У токийских улиц нет названий, а у домов – номеров. С такой архаикой 12 миллионам токийцев пришлось мириться во второй половине XX века.

Олимпиада вынудила снести целые кварталы ветхого жилья, перекроить улицы и транспортные пути, поднять на бетонные опоры асфальтовые реки широченных автострад, и, наконец, возвести спортивные сооружения, равным которых в мире не было.

Рассмотреть их с высоты токийской телевеликанши удалось лишь при помощи подзорных труб. Сверхзоркие дальномеры на смотровой площадке, прозревавшие после взимания монеты в 10 иен, любезно приближали любую из арен. Они возникали в оптическом овале одна за другой.

…Вот Национальный стадион. На его крутых трибунах 72 тысячи зрителей стали свидетелями церемонии открытия Игр. На дне кратера главной олимпийской арены полную неделю шли  ожесточенные сражения легкоатлетов 83 стран мира. Стараниями чемпионов были повержены 25 олимпийских рекордов, пятая часть которых на счету советских атлетов. На том же стадионе последнюю золотую медаль Игр – 163-ю по счету – вручили ветерану конного спорта из Франции Пьеру д’Ориоля – за выигрыш «Большого приза наций» по преодолению препятствий. В прощальный день 24 октября Национальный стадион церемониально проводил олимпийцев. Сборная Советского Союза, ведомая знаменосцем-дебютантом и новым чемпионом-штангистом Леонидом Жаботинским, прошла по арене в ранге победительницы Игр. На ее счету 608,3 очка против 581,8 очка у команды США. И в медальном первенстве превосходство очевидно: 96 наград против 90, хотя по золотым медалям впереди был главный соперник со счетом 36:30.

…Вот и Будокан – поистине сакральный дворец, построенный для дзюдоистов и приверженцев иных истинно национальных видов спорта. Проектировавший его архитектор Мамори Ямада сотворил восьмиугольное сооружение, взяв за образец дворец Снов и храм Орюи в городе Нара – древнейшие дворцовые постройки на японских островах.

Будокан возведен неподалеку от императорского дворца – на территории замка Эдо, принадлежавшего семье монарха. И не случайно лишь эту олимпийскую арену лично открывал император Хирохито – за 17 дней до начала Игр. И не случайно также, что проектирование зала для поистине культового вида спорта – дзюдо – доверили выдающемуся архитектору. Профессор Дзигаро Кано сумел удивить дворцом под крышей из медных пластин.

Удивили на арене Будокана, окруженной трибунами на 15 000 зрительских мест, и японские дзюдоисты. Они доминировали на трехдневном турнире во всех категориях, кроме одной, однако, самой престижной. Титул абсолютного чемпиона завоевал голландец Антон Геесинк. С тех пор 30-летнего мастера стала боготворить вся Япония. Между тем в споре борцов из 27 стран второго после хозяев медального результата добились советские дзюдоисты, удостоившиеся четырех бронзовых наград.

Миниатюры с изображением зала «Комазава» и бассейна Йойоги на конверте первого дня

… Вот и олимпийский бассейн Йойоги. Эту водную арену, крупнейшую в мире, украсили талант и старание ее создателей. Возглавил творческий ансамбль выдающийся архитектор Кензо Танге, впоследствии за этот олимпийский проект награжденный МОК памятной медалью. Ему ассистировали отменные конструкторы и инженеры.

Под сводами дворца водных видов спорта прошел незаурядный фестиваль олимпийского плавания с участием четырехсот спортсменов из 44 стран. На нем первые роли исполняли американцы, взявшие львиную долю разыгрывавшихся медалей (13 + 8 + 8). Солировал же на зыбкой дорожке 18-летний студент Дональд Шолландер – автор четырех побед. Советская команда оказалась аутсайдером. На ее долю снова выпал скромный успех (1 + 1 + 2). Однако 15-летняя севастопольская школьница Галина Прозуменщикова в решающем заплыве на 200 метров брассом сумела с олимпийским рекордом завладеть золотой медалью – первой в истории отечественного плавания.

Об этом успехе напоминал Йойоги – похожий на морскую раковину. Особенно причудливо бассейн выглядел в вечернее время. Его двуглавый шатер при подсветке манил множество паломников – и токийцев, и гостей Игр.

…Вот и зал «Комазава». Это под его крышей разразился волейбольный тайфун, устроенный хозяйками женского турнира. Японская сборная, составленная из дюжины девушек «текстильного» клуба «Ничибо», сокрушила за 11 игровых дней всех. В том числе главных претенденток на победу из СССР. Да еще с «сухим» счетом. Мужской волейбольный отряд из СССР тоже проиграл японцам. Однако сенсационного тайфуна не получилось. Команда с неутомимым Юрием Чесноковым выиграла остальные восемь поединков и завоевала-таки олимпийской первенство. И, как свято верили победители, потому, что выступала не на крытом стадионе «Комазава», в облике которого ненавязчиво проглядывают мотивы национальной архитектуры.

Обозревая эти арены с вершины токийской высотки, нельзя удержаться от похвального слова японским зодчим во главе с таким авторитетом, как Кензо Танге. И от резюме о том, что  благодаря Олимпиаде национальная архитектура шагнула вперед, как минимум, на два десятилетия. Олимпийские комплексы остались прекрасными по облику и современными по оснащению практически до конца XX века. И этот творческий триумф выразительно запечатлели японские почтовые марки, увидевшие свет в день открытия токийских Игр.

Б.А. Базунов. Олимпийские жемчужины токийского мегаполиса. «Спорт для всех». 2009. №439

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.