Если в настоящее время уже никого не может удивить какая-нибудь даже очень необычная тема на марках и никто не задумывается о том, почему иногда делают выпуски посвященные каким-нибудь событиям, или лицам, к которым казалось бы то государство имеет только очень далекое, или даже никакого отношения /например темы завоевания космоса или олимпийские игры на марках маленьких, вновь образованных государств/, то в 1933 году было иначе. Появление марок с надпечаткой: «Latvija–Afrika» вызвало большое недоумение среди иностранных коллекционеров. Каталог Скотта только совсем неравно признал эти марки и большинство филателистов еще и теперь не знает об обстоятельствах, побудивших Латвию сделать такой выпуск. Необходима маленькая историческая справка.

В самом конце 16-го столетия на юго-восточном берегу Балтийского моря возникло маленькое Курляндское герцогство, которое просуществовало более ста лет. Образовалось оно на территории, которая носила название Курляндской провинции, было населено латышами и в 1918 году стало частью Латвийской республики. Поэтому тот период далекого времени историки Латвии рассматривают как первую попытку к установлению независимости Прибалтики.

В годы 1642-1682, когда правителей Курляндии бил очень энергичный и по тому времени гуманный герцог Яков, это маленькое автономное герцогстве переживало свой расцвет. Рационализировалось сельское хозяйство, открывались новые промыслы, и велась торговля с заграницей. Имелся свой флот и Курляндские корабли заходили даже в Атлантический океан, Имелись колонии заграницей: несколько небольших пунктов на побережье: Норвегии, остров Тобаго у берегов Америки и Гамбия на побережье западной Африки. Туда шли корабли и направлялись колонисты. Еще и сейчас на Тобаго и в Гамбии находят следы пребывания так курляндцев и некоторые географические пункты поныне носят старые латвийские названия.

Чтобы воскресить память о первых курляндских моряках – искателях, доходивших до берегов Африки, молодые летчики латвийской гражданской авиации Николаи Пулинь и Рудольф Целмс, решили сделать попытку достичь бывшей Курляндской колонии Гамбии, но уже не морским путем, а по воздуху. Чтобы отметить этот день, а также финансировать сам полет, были изданы специальные марки. Был объявлен прием писем заграницу, которые могли быть оплачены новыми марками и следовать тем же самым аэропланом.

23 мая 1933 года, в день праздника военной авиации в Риге, состоялся старт полета и аэроплан скрылся в южном направлении. Были сделаны две остановки: в Ковно, где был сдан мешок с почтой и в Данциге. Но на следующий день к вечеру, в 120 км. от Берлина, из-за остановки мотора, аэроплан должен был снизиться и потерпел аварию. Оба летчика серьезно не пострадали, но аэроплан был совершенно разбит. Меток с почтой был цел, по железной дороге был доставлен в Берлин и сдан на почту местного аэродрома для дальнейшего следования. Так закончился этот долго подготовляемый полет. В том же году, несколько месяцев спустя, подобный же полет предпринял другой летчик, Герберт Цукурс. На одноместном аэроплане он достиг Батурста в Гамбии и благополучно возвращается обратно в Латвию.

Многие смешивают оба эти полета, и даже некоторые каталоги писали, что выпуск марок «Латвия-Африка» был приурочены к полету Г. Цукурса. Это неправильно. Полет Г. Цукурса не имел отношения к изданию этих марок, но т.к. он был продолжателем полета в Африку, его имя с полным правом может упоминаться рядом с именами летчиков Н. Пулиня и Р. Целма.

Первоначально предполагалось издать специальную серию с соответствующими мотивами, посвященными предстоящему полету, но так как это повысило бы расходы по печатанию, такая мысль была оставлена. Решено было использовать прежний выпуск воздушной почты -треугольное марки с изображением аэроплана над городов Ригой /кат Скотт, С 6 – 0 8/. На марках была сделана литографская надпечатка в две строки черной краской: «latvija-Afrika–1933». Кроме того на некотором количестве марок были сделаны перепечатки стоимости: на марке в 15 сант. – «50» и на 35 сант. марке – «100» /т. е. – 50 сант. и 1 лат/. Бумага имела водянке знаки напоминающие свастику.

Для печатания этих марок была использована только что приготовленная и вновь полученная бумага, которая немого отличалась от ранее употребляемой. Новая бумага была немного плотнее и водяные знаки яснее выражены. Кроме того, специалисты различают еще три оттенка клея: белый, желтоватый и желто-коричневый. Последний оттенок клея встречается очень редко. Марки были не перфорированы. Хотя в день их выпуска ходил слух, что часть марок будет в перфорированном виде и указывалось даже на какой-то официальный циркуляр об этом, но пока ничто не подтверждает существования таких марок. Марки поступили в продажу на Рижском главном почтамте 26 мая 19ЗЗ года. В других почтовых отделениях города и в провинциях их не было. Тираж был очень невысокий, но точное количество изданных марок до сих пер не установлено. По одним сведениям имеются цифры: 5000 для первых трех марок серии и 3500 для двух последних, высших стоимостей. Каталог Латвийского общества филателистов, изданный в 1940 году в Риге, указывает несколько иные цифры:

10 сант. зеленая 5430
15 сант. красная 5430
25 сант. Синяя 5430
50 сант. на 15 с. красная 2930
100 сант. на 15 с. синяя 2930

В этом числе было очень немного марок с перевернутым /обратным/ водяным знаком. Из марок в 10 сант. таких было 2300, а в 15 и 25 сант. по 100. Исходя из указанных цифр выпуска видно, что полных серий из 5 марок может быть только 2930 /или 2500/ и 2500 не полных.

Некоторые филателисты, говоря о выпуске «Латвия-Африка», подразделяют его на «малую» серию /из первых трех марок низшей стоимости/ и на «большую» или «полную» /из всех пяти марок выпуска/. С поступлении в продажу этих марок, а также и о приеме писем воздушной почты, которые смогут быть отправлены аэропланов в Гамбию, было официально объявлено заранее. Известный процент с суммы, вырученной от продажи марок, должен был послужить на финансирование полета. Но чтоб продать марки, номинальная стоимость которых выше почтового тарифа, нужны особые обстоятельства.

Почтовое ведомство очень опасалось, что эти марки в публике не вызовут никакого интереса и останутся на почте не раскуплены – но успех их превзошел всякие ожидания. Уже накануне дня продажи, с раннего вечера, перед Рижским главным почтамтом стояла длинная очередь. Не только рижские филателисты, их друзья и люди мобилизованные местными торговцами марок, но в очереди было много не филателистов, которые хотели иметь сувенир в память полета в Африку. Съехалось также много торговцев и их агентов из заграницы. Официально было сообщено, что продаваться будет по одной полной серки каждому лицу, но, по рассказам очевидцев, таких счастливчиков оказалось очень немного. По словам одних, у почтового окошка было продано ровно 1000 серий, по словам других – только 200! Вся продажа марок закончилась в течение 2-3 часов. Оставшиеся без марок не расходились и было объявлено о дополнительной продаже на следующий день, но когда на другой день почта открылась, было сообщено, что марок больше нет!…

Оказалось, почтовое управление, из-за опасения неудачи с этими марками, нашло более надежным и удобным продавать их в больших количествах. Впоследствии стало известно, что большая часть всех марок «Латвия-Африка» была уже ранее продана одному крупному торговцу. 28 мая 1933 года двухместный аэроплан, которому было дано имя «Гамбия», с летчиками Н. Пулинем и Г. Целмсом, поднявшийся для полета в Африку, имел на своем борту несколько небольших мешков с письмами. Для них были приготовлены специальные конверты с обрамлением по краям и крупной вертикальной надпечаткой вдоль левого края – «Latvia–Africa». Письма были главным образом филателистического характера и отправлялись почти исключительно крупным коллекционерам, их друзьям и торговым фирмам. Отправителями также были крупные филателисты, так как те немногие обыкновенные граждане, у которых были такие марки, не хотели рисковать своей единственной серией. Сколько писем было отправлено, теперь невозможно установить. Говорилось и писалось о 200 письмах сданных в Ковно и о 600 достигших Берлина. Ничего не известно о Данциге, где аэроплан тоже имел остановку. Полагают, что общее количество отправленных в тот день писем было не меньше тысячи. Марки на таких письмах были поганены печатью почтового отделения Рижского аэродрома – «Riga-Lidpasts – 23.5.35.- Latvija». Конверты таких писем теперь очень редки и ценятся высоко. Существуют также конверты писем воздушной почты с марками выпуска «Латвия-Африка», которые отправлялись много позже так же как и прошедшие обыкновенную /не воздушную/ почту, но такие вещи уже ценятся дешевле. Отдельных гашеных марок, по-видимому, не существует и на марочном рынке можно видеть только не употребленные марки, и почти всегда сериями. Как уже выше упоминалось, некоторые из марок первых трех стоимостей могут быть с обратным водяным знаком. Такие марки расцениваются в 3-5 раз дороже нормальных. Несколько слов об этом водяном знаке. Рисунок водяного знака, который стал употребляться для бумаги марок Латвии начиная с 1928 года, напоминает собой немецкую свастику и поэтому некоторые иностранца были убеждены, что это изображен символ нацизма. Это – заблуждение. Этот знак является элементом древнего латвийского орнамента и часто фигурирует в композициях также и других прибалтийских народностей. В Латвии он имеет значение, как символ огня – «Ugunskrusts» – т.е. «Огненный крест» и в народном орнаменте, в разных вариациях, был известен уже сотни лет тому назад.

Кроме обратного положения водяного знака и трех оттенков клея, некоторые филателисты находят еще «редкую» разновидность бумаги с желтым оттенком. Каталог Санабрия даже отметил такую вариацию и оценил ее в 5 раз дороже нормальной марки. По моему убеждению, такой разновидности бумаги не было, так как об этом нигде раньше не упоминалось. Такой желтый оттенок появился просто от времени, когда марки очень долго лежали тесно в листах и некоторые из листов имели упомянутый выше желто-коричневый клей. Если такой пожелтевший с лицевой стороны лист случайно имеет также и желтоватый клей, это может ввести в заблуждение даже специалиста. Я имел возможность рассмотреть один лист марок с желтым оттенком бумаги. Другая сторона и клей были совершенно белые. Заметно пожелтевшая лицевая сторона была совершенно чиста, без каких либо пятен и казалась нормальным цветом бумаги, но лист марок с желто-коричневатым клеем, который по видимому долго лежал на верху, был слегка сдвинут и та часть нижнего листа, которая не была под ним, оставалась белой /!/. Причем граница пожелтевшей и белой части листа была очень ясно видна. Я думаю, что лучшего доказательства не требуется.

Подделки марок «Латвия-Африка»

Существуют подделки как не употребленных марок, так и цельных вещей. Некоторые из подделок очень хороши и ввели в заблуждение многих филателистов.

Поддельные надпечатки на настоящих марках

Самые обычные и ранние подделки, это перепечатка марок воздушной почты 1931 года /Скотт, С 5 – С 8/, которым для этого срезают зубчики, превращая их, таким образом, в неперфорированные марки. Хотя края марок становятся уже, но это так резко не бросается в глаза, так как и среди настоящих марок «Латвия-Африка» случаются обрезанные близко к краям. Поддельные надпечатки очень напоминают настоящие. Такие подделки обыкновенно попадаются полными сериями и выделяются аккуратно обрезанными краями. Как отличить такие подделки от настоящих? Во-первых, обратить внимание на ширину краев. Лучше всего взять для сравнения такие же самые перфорированные марки и на них наложить марки, которые желательно проверить. Если резанные марки не покрывают полностью нижних перфорированных марок, есть основание предполагать, что налицо поддела. Кроме того, марки с настоящими надпечатками имеют бумагу чуть плотнее и линии водяных знаков немного шире и яснее видны. Главным же признаком подделок являет круглая точка после 1933. У настоящих надпечаток эта точка имеет форму квадрата. Только на некоторых марках в 10 сант., зеленая, это не так ясно видно, но рассматривая эту точку в лупу, можно увидеть, что она тоже не круглая. Кроме того, у подделок нижний конец цифры «I» и прямые коны букв слегка округлены и не имеют углов. Сама надпечатка слегка серее, чем настоящая и выполнена более сухой краской.

Случаются и составные серии из поддельных и части настоящих марок. Обыкновенно «малую» серило из первых трех марок, которых было издано в два раза больше, пополняют двумя поддельными высшей стоимости. Опытный глаз может заметить небольшую разницу в цвете надпечаток, но не всегда на это обращается внимание. Поэтому, покупая полную серию, внимательнее всего нужно проверять две последние, самые дорогие марки.

Еще один тип подделок может случится уже на настоящих марках «Латвия-Африка». Это фальшивые перепечатки стоимости второй и третьей марок в 15 и 25 сант. на «50» и «100». Тогда верхняя часть надпечатки является настоящей /с квадратной точкой!/, а нижняя – подделка. Виденные мной такие подделки были очень хороши для синей марки /в 25 сант./ т.к. сама марка отпечатана довольно темно, но были неудачны для красной. Перепечатка была сделана металлическим штампом и при хорошем увеличении это можно было заметить. Черная краска была матовее, чем у настоящей надпечатки вверху и при рассмотрении на просвет, была видна разница в густоте краски надпечаток. Перепечатки темно-синей, 35 сант. марки уже было труднее отличить от настоящей. Однако, не думаю чтоб такой вид подделки встречался часто, так как денежная выгода от такой переделки настоящих марок в более дорогие, довольно сомнительна, потому что одна марка, зеленая в 10 сант., при этом теряется. Но все-таки лучше это тоже иметь ввиду, так как предосторожность и внимание никогда не будут излишни.

Надпечатки на поддельных марках

Помимо фальшивых надпечаток на настоящих марках, встречаются фальсификаты, где и сама марка тоже поддельна. Один тип подделок, выполненный литографским способом, довольно хорошо имитирует настоящие марки, но оттенок цвета никогда не бывает такой, как у оригинальных марок. Краски более яркие, иногда темнее, иногда светлее оригинала. Достаточно положить такую марку рядом с настоящей, чтоб эта разница очень резко бросалась в глаза. Отпечатаны такие марки довольно хорошо, но рассматривая их рисунок в лупу, видно, что некоторые параллельные линии сливаются и кое-где имеются пятна краски. Бумага чуть серее и мягче, более рыхлая, чем настоящая. Водяные знаки пропечатаны маслом и на просвет имеют желтоватый оттенок. Некоторые из таких марок попадаются и совсем без водяных знаков. Слой клея тоньше и чуть матовее, чем у настоящих. Черная надпечатка очень близка к оригинальной, но имеет все те признаки подделок, о которых уже упоминалось; круглая точка после 1933 и округленные концы букв. Такие подделки, по видимому , идут из разных источников, так как замечено несколько «изданий», некоторые лучше, другие хуже. Один тип подделок в последнее время часто попадается в торговле полными сериями, иногда даже в блоках и полулистах, фальсификация очень грубая и о ней даже не стоило бы беспокоиться, если бы мне, к своему большому удивлению, не причлось увидеть эти «марки» в очень солидной коллекции, как настоящие. Надпечатаны такие марки обыкновенно в бледных красках и техническое выполнение очень плохое. Детали рисунка местами не ясны и размазаны. Бумага заметно желтоватая и довольно плотная. Водяные знаки пропечатаны маслом. На некоторых марках масло по видимому улетучилось и «знаки» чуть только заметны серовато-грязноватыми линиями. Сама надпечатка заметно отличается от настоящей и выглядит очень «жидкой», т.к. употребленным для нее шрифт несколько иной: очертания букв и цифр имеют тонкие линии. Кроме того, надпечатка не всегда параллельна верхнему краю рисунка марки и иногда имеет заметный наклон, так же как и сдвиги в сторону или вверх. Ошибиться может только тот, кто очень мало знает марки Латвии. Как и в предыдущих случаях, лучше всего сравнить эти марки с нормальными марками воздушной почты, положив их рядом. Разница в цвете и техническом выполнении будет видна сразу.

Подделки цельных вещей

Кроме подделок самих марок, которые предлагаются как не бывшие в употреблении серии, встречаются также и поддельные конверты с такими марками. Самыми редкими и дорогими конвертами, как известно, являются те, которые 28 мая 19ЗЗ г. были на аэроплане на отправлявшемся в Гамбию, поэтому этот тип конверта всегда интересовал фальсификаторов. Существуют очень хорошие подделки таких конвертов. Как сам конверт с крупной надпечаткой «Latvia – Africa» так и все марки и все оттиски почтовых штемпеле поддельны. Работа почти идеальная и способна ввести в заблуждение даже опытного филателиста. Имитация штемпелей «Riga – Lidparts – 28.5.33. – Latvija» и «Berlin – 31.5.33. – Zentralflughafen» очень хороши и только сравнивая их с настоящий оттисками, можно найти небольшие отличия. Конечно, все марки тоже поддельны и принадлежат к первому типу описанных здесь фальсификации, т.е. надпечатки на обыкновенных марках воздушной почты, у которых зубчики были срезаны. Таким образом, поддельные конверты существуют как с «полной» серией, из пяти марок, так и с «малой», т.е. только первые три марки. Установить подлинность такой цельной вещи в некоторых случаях бывает труднее, чем не употребленной отдельной марки, но все таки, первое что нужно делать, это рассмотреть все марки на письме, не имеют ли они каких либо сомнительных признаков. Кроме указанного типа конвертов только с одними марками «Латвия-Африка» могут быть еще конверты, на которых эти марки имеются в комбинации с другими выпусками воздушное почты. Теоретически, могли бы существовать также и поддельные конверты с настоящими марками , так как эти марки на конвертах ценятся много дороге, чем негашеные, но пока о таких подделках сведений не имеется.

Р. Якобсон /Зап. Германия/ в издаваемом им «Rundbrief» № 33 от 1962 года описал и показал репродукцию одной интересной фальсификации: конверт письма воздушной почты с полкой серией марок «Латвия-Африка» отправленный 25 января 1935 года из Либавы в Венгрию. Письмо было заказное, прошло почту и имеет все необходимые /настоящие/ печати, но надпечатки на марках – поддельные!

Очевидно, чиновник, принявши это письмо, не знал этого /или был другом отправителя/. Может быть это было несколько против почтовых правил, но, с другой стороны, ничего противозаконного сделано не было, так как, фактически, для оплаты письма были использованы настоящие, не употребленные еще марки и почтовое ведомство ничего не теряло.

Американский каталог Скотта очень долго игнорировал марки «Латвия-Африка». Сильно повредило репутации этого выпуска то, что очень мало марок было продано официальный путем и большая часть их попала в руки торговцев. Второе – это то, что полет, по случаю которого марки были изданы, был неудачен. В иностранной филателистической литературе появились очень критические отзывы. Находили этот выпуск «сенсационным», чисто спекулятивного характера, который не был предназначен для почтовой оплаты. Теперь спустя более 30-ти лет, моемо определенно сказать, что это не так. Конечно, правильнее было бы если бы почта в первую очередь удовлетворила всех граждан, желающих купить эти марки и только после этого остатки были бы проданы торговцам. Но все-таки и так не менее 20% из всех марок пошло для оплаты писем. Это не так уж мало для специального выпуска. То, что эти марки имеются на конвертах писем, которые отправлялись уже много позже неудачного по лета и что некоторые из таких писем шли обыкновенной /не воздушной/ почтой, нисколько не умаляет филателистической ценности этих марок, наоборот, доказывает их полную легальность. В настоящее время серия «Латвия-Африка» является самой дорогой из официальных выпусков марок Латвии и самой желательной для латвийских филателистов.

А. Нукша. Марки воздушной почты «Латвия–Африка». «Русский филателист». 1965. № 6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.