В каталоге филателистической выставки «Стокгольмия-74», состоявшейся в столице Швеции в сентябре прошлого года, было опубликовано несколько статей по истории почты и филателии. Одна из них, написанная С. Нилебрантом и К. Стенбергом, рассказывает о возникновении и развитии почтовой службы в Прибалтике, северные районы которой — Ливония (Лифляндия) и Эстония — вместе с землями, прилегавшими к южному и восточному побережьям Финского залива, Карелией и Финляндией в XVII столетии и в первые годы XVIII столетия принадлежали Швеции и считались ее балтийскими провинциями. Созданная шведской администрацией почтовая контора в Риге имела непосредственные сношения с учрежденной также в XVII веке Российской государственной почтовой службой.

Ниже с некоторыми сокращениями публикуется статья С. Нилебранта и С. Стенберга в переводе Е. К. Нестеровой.

В 1636 году в Швеции была учреждена государственная почтовая служба общего пользования, заменившая прежнюю королевскую курьерскую почту.

Спустя два года начались первые рейсы почтовых судов из Стокгольма в Нарву через Або (Турку) и Хельсинки. Позже были учреждены еще два морских почтовых маршрута на восток — один вокруг Ботнического залива, другой до Риги через Аландские острова и Або с заходом в финский залив.

В отличие от Швеции и Финляндии, где основная часть почты перевозилась наемными крестьянскими подводами, в Ливонии и Эстонии эта работа выполнялась преимущественно конными форейторами.

Почтовые конторы были открыты в нескольких городах Прибалтики, Наиболее крупный почтамт находился в столице Ливонии Риге, имевшей для шведского королевства важное стратегическое значение, особенно в 1640-х годах, во время шведско-датских войн. Осуществленная Данией блокада шведского побережья и Аландских островов привела к тому, что маршруты перевозки заграничной почты пришлось значительно удлинить. Вся зарубежная корреспонденция стала проходить через Ригу и Финляндию, откуда через Торнио (город на северо-западе Финляндии) передаваться в Швецию.

Всю почтовую службу в Ливонии возглавлял рижский почтмейстер, первым, из которых — с 1625 года — был Якоб Бекер. Он нес ответственность за почтовую линию Або — Рига — Данциг, ему были предоставлены права назначать и увольнять всех почтовых служащих. В 1665 году почтовая служба Ливонии была передана губернатору Риги.

Почтовые дороги того времени находились в плачевном состоянии, о чем свидетельствуют многие документы XVII века. Почтальоны сталкивались с большими трудностями, особенно при переездах через реки и озера. Перевозка почты была сопряжена с большой потерей времени. Примером может служить то, что на доставку письма из Турку в Ригу по маршруту, который обслуживался девятью конными форейторами, требовалось в зависимости от времени года и погоды от 12 до 19 дней.

В 1666 году генерал-губернатор Ливонии отдал приказ своим рыцарям и дворянам создать дополнительные почтовые конторы-станции вдоль всех главных дорог. Однако осталось невыясненным, как было осуществлено это предписание и дало ли оно какие-либо практические результаты для развития почтовой связи и ускорения пересылки корреспонденции.

Значительное количество писем и посылок из России за границу и обратно в Россию шло через Ригу. Между почтмейстерами Москвы и Риги был заключен договор об условиях пересылки почты. В нем предусматривалось, что почтальоны Москвы и Риги должны были обмениваться корреспонденцией в Петсури, показывая при этом друг другу официальные печати.

В конце шестидесятых годов XVII столетия конные форейторы отправлялись с почтой из Риги в четырех направлениях: к русской границе, через Пярну в Ревель, в Мемель и в Вильну.

Для регулярной пересылки почты из Риги в Швецию к Стокгольмскому порту были приписаны специальные почтовые яхты. Установлено, что летом 1708 года таких кораблей было три. Почтовая плата в 1702 году составляла 3 любекских шиллинга за лот.

Введение регулярных рейсов почтовых яхт благоприятно сказалось на расширении к началу XVIII века почтовых услуг. Почта в балтийские провинции стала пересылаться два раза в неделю. Увеличились также почтовые рейсы из Риги в Пярну и в Стокгольм через Выборг.

Увеличение объема корреспонденции побудило почтовую администрацию усовершенствовать систему регистрации писем. Наносимые почтмейстерами от руки различные пометки решено было заменить штемпельными гашениями, которые к тому времени стали применяться в Англии, Нидерландах и некоторых других западноевропейских государствах. В Швеции первые штемпеля были введены Стокгольмским почтамтом в 1685 году. Вначале штемпеля использовались только для отделения бесплатной корреспонденции от платной. Первая гасилась штемпельным знаком «F», вторая — знаком «В», удостоверявшим взыскание установленного сбора за пересылку. Позднее в Стокгольмском почтамте завели еще один штемпель — с наименованием города. Гашение им обозначало, что письмо принято к отправлению в Стокгольме. Аналогичный штемпель был введен в 1708 году Рижским почтамтом. Размеры штемпеля (по рамке) равнялись 25х5,5 мм.

Наиболее крупным почтовым пунктом в Эстонии в XVII столетии и в начале XVIII являлся Ревель (Таллин). Через этот город проходили морские и сухопутные почтовые пути. В 1687 году из Ревеля начали отправляться почтовые суда до мыса Порккала на юге Финляндии. Перевозки почты морским путем намного ускорили ее доставку по сравнению с прежней пересылкой ее крестьянскими подводами. Тем не менее, в 1691 году почтовый корабль «Флайгарен» был продан.

Так же как и в Риге, в Ревельском почтамте в 1708 году был введен почтовый штемпель с наименованием города. Он имел размеры 16х13 мм. Употреблялся только два года — до присоединения 29 сентября 1710 года Ревеля к России. Сохранились единичные письма с этим штемпелем.

Другим важным центром Эстонии в те времена был прибрежный город Пернов (Пярну). Его значение особенно возросло после 1699 года, когда сюда временно перевели Дерптский университет. Между Перновом и Швецией стали курсировать почтовые суда, пересылка письма на которых стоила 3 серебряных ере за лот.

Почтовая контора в Пернове также ввела почтовый штемпель, большего размера по сравнению с рижским и ревельским — 33,5х8 мм. Действовал этот штемпель до 12 августа 1710 года, когда Пернов был завоеван русскими войсками. Письмо, погашенное этим штемпелем и хранящееся в национальном архиве города Стокгольма, считается уникальным.

Балтийские провинции имели ещё несколько почтовых контор. В Эстонии они были открыты в Дерпте, Хапсале, Нарве, Аренсбурге и Везенберге, в Курляндии, Митаве и Воллмаре. Однако ни одна из них не имела собственных почтовых штемпелей. После 1710 года названия прибалтийских почтамтов и других почтовых учреждений появляются уже в русских списках почтового ведомства.

С. Нилебрант, С. Стенберг. Из истории почты в Прибалтике. «Филателия СССР». 1975. №8 (стр. 44-45).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.