В июльско-сентябрьском номере журнала «Советский коллекционер» за 1929 год была опубликована обширная статья А. Наги, озаглавленная «Франкировочные штемпеля (новая отрасль коллекционирования)», в которой, в частности, указывалось: «Совершенно новым является никем не описанный ручной металлический штемпель Новосибирска. Этот крайне упрощенный штемпель, не приводящий сумму взысканного сбора, напоминает обычный штемпель гашения, дополненный ободком, содержащим текст: «Сбор взыскан по расчету…»

Подобный же франкировочный штемпель введен недавно (в августе 1929 г.) и в Москве в 1-к экспедиции почтамта. Штемпель имеет контрольную литеру «х». Тождественность рисунка оттиска дает нам право предполагать, что подобные штемпеля уже применяются или будут введены и в других крупных центрах СССР».

Теперь, когда прошло около 45 лет с момента опубликования этих материалов, изучение документальных первоисточников подтверждает правильность высказанных автором предположений, а филателистические исследования дают обширный материал о малоизвестной широкому кругу коллекционеров советской городской служебной почте.

Настоящая статья имеет целью познакомить читателя с основными моментами ее развития, а также некоторыми имеющимися у автора цельными вещами ленинградской городской служебной почты.

10 апреля 1929 года Народным Комиссариатом почт и телеграфов СССР была утверждена «Временная инструкция для обмена почт с коллективами (учреждениями, предприятиями и пр.)», а через пять дней — 15 апреля — издан циркуляр № 41/126 «О мерах к улучшению и рационализации аппарата доставки в городах».

В циркуляре указывалось: «В целях рационализации доставки почт (простых и заказных почтовых отправлений) в городах доставка их коллективам, получающим значительное количество письменных почтовых отправлений и периодической печати, выделяется в особую доставку от доставки почт индивидуальным адресатам».

Порядок платы за доставку корреспонденции предприятиям (коллективам) подробно регламентировался временной инструкцией, причем оплата должна была производиться по действующим почтовым таксам «путем франкирования либо путем пропуска через франкировальную машину».

В том случае, если предприятие такой машины не имело, на простые и заказные почтовые отправления должен был ставиться «оттиск специального ручного франкировального штемпеля. Такой франкировальный знак комбинируется вместе с календарным штемпелем…» В примечании к инструкции указывалось: «Дабы не изготовлять новых календарных штемпелей, на головке обычного календарного штемпеля делается вырезка, на которую навинчивается и закрепляется шурупами кольцевая пластинка с гравировкой: «Сбор взыскан по расчету».

В Ленинграде, как и в других крупных городах СССР, городская служебная почта стала функционировать с 1929 года. С того же времени на корреспонденцию организаций и предприятий, заключивших с почтой соответствующий договор и внесших аванс за оплату своих отправлений, но не имеющих франкировальных машин, экспедиции Ленинградского главного почтамта стали проставлять оттиски ручных франкировочных штемпелей, изображенных на рисунках 1 и 2. Первый из них представляет комбинацию кольцевой пластинки с надписью: «Сбор взыскан по расчету», с календарным почтовым штемпелем 4-й экспедиции главного почтамта диаметром 15 мм, а второй — с календарным почтовым штемпелем 1-й экспедиции (литера «а») диаметром 20 мм. В следующем году кольцевые пластинки к календарным штемпелям для ручной франкировки служебной корреспонденции стали применяться и в городских почтовых отделениях. На рисунке 3 изображен оттиск одного из таких штемпелей, он образован штемпелем 15-го почтового отделения Ленинграда (литера «а») диаметром 32 мм и соединенной с ним франкировальной пластинкой.

9 июля 1930 года НКПиТ СССР был издан новый циркуляр «О доставке почт коллективам». В нем отмечались положительные результаты «годового опыта обмена почты с коллективами» и предлагалось организовать подобную форму почтовых услуг «во всех окружных городах, а в остальных — по усмотрению…».

В «Инструкции для обмена почт с коллективами», приложенной к циркуляру, указывалось: «В целях улучшения обслуживания почтой коллективов, то есть учреждений, организаций, предприятий в городах при центральном—почтовом учреждении организуется особый отдел городской почты — сокращенное название ГСП. В функции ГСП входит доставка и прием от коллективов почтовых отправлений всякого рода, как местных, так и иногородних, за исключением особо важных».

С нового, 1931 года наряду с использованием для франкировки почтовых отправлений коллективов календарных почтовых штемпелей с франкировочными пластинками (рис. 4) стали применяться специальные календарные штемпеля, у которых слова «сбор взыскан по расчету» размещались на штемпеле (рис. 5).

В начале 1933 года на Ленинградском глазном почтамте корреспонденция, идущая по городской служебной почте, стала франкироваться новым специальным штемпелем (рис. 6). Штемпель круглой формы имеет слова «Ленинград, почтамт — ГСП», литеры «а» или «б» и календарную дату. Его диаметр 32 мм.

С этого же года специальные почтовые календарные штемпеля стали применяться в районных отделениях ГСП. Они употреблялись как в комбинации с франкировальными пластинками, так и без них.

Оттиски штемпелей этого типа районных отделений ГСП Ленинграда изображены на рисунках 7 (Смольнинский район) и 8 (Выборгский район).

В заключение следует заметить, что целые вещи с оттисками франкировочных штемпелей ГСП заслуживают подробного изучения, описания и коллекционирования.

Нет сомнения в том, что они обогащают специальные и исследовательские коллекции отечественных знаков почтовой оплаты, являясь интересными почтовыми документами.

Ю. Рудников. Городская служебная почта. «Филателия СССР». 1975. №7 (стр. 22-23).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.