В конце 1922 года быстро растущие потребности в скором почтовом сообщении побудили Народный комиссариат почт и телеграфов РСФСР ввести спешную доставку почтовой корреспонденции в 25 крупных городах республики.

В циркуляре НКПиТ от 8.IX.1922 года № 33/1108 сообщалось, что «с сего 15.IX устанавливается обмен корреспонденции большой спешности между следующими городами: Москва, Петроград, Тула, Орел.., исключительно по маршрутам от Москвы к этим городам и обратно или транзитом через Москву к этим городам и обратно».

Далее предписывалось:

«Прием производить… по следующей таксе, взимаемой наличными деньгами (подчеркнуто мною. – Ю.Р.) в дензнаках 1922 года:

1) бандерольные отправления – по десять рублей за каждые двадцать граммов, при наименьшей плате в сто пятьдесят рублей за каждое отправление;

2) открытые и закрытые письма – по сорок рублей за каждые двадцать граммов, при наименьшей плате десяти рублей за каждое отправление;

3) ценные письма и денежные пакеты – кроме таксы пункта второго за письма, еще страховой сбор в размере пяти процентов оценочной суммы, но не менее двухсот рублей… Все спешные отправления снабдить цветным ярлыком…».

Через 5 дней – 13.IX.1922 года последовало новое циркулярное распоряжение НКПиТ по «Правилам пересылки корреспонденции «большой спешности», которое давало и определение новому виду почтовой корреспонденции:

«Корреспонденцией большой срочности считается всякого рода правительственная и частная корреспонденция, оплачиваемая по особому тарифу и имеющая отличительный признак – цветной ярлык с надписью «спешная корреспонденция».

В первый период оплата спешной корреспонденции производилась не почтовыми марками, а наличными деньгами, причем количество почтовых мест, где был открыт прием подобных отправлений, было ограничено.

Но новый вид услуг быстро совершенствовался и развивался. Вскоре спешная почта действовала более чем в 100 городах. Например, в Петрограде такие отправления доставлялись адресатам 3 раза в день. Разрабатывался и проект воздушного сообщения с Москвой. В начале 1923 года было решено спешную почту пересылать не только в зоне железных дорог, но и гужевым транспортом, на расстояние до 10 верст от железнодорожных магистралей.

16 сентября 1923 года НКПиТ утвердил «Инструкцию по приему, пересылке и доставке спешной корреспонденции». Параграф № 23 определял порядок, при котором «На каждое спешное отправление при приеме его наклеивается приемщиком установленный отличительный ярлык по прилагаемой при сем форме на бумаге красного цвета». Разрешалось «до заготовки округами ярлыков этого образца» пользоваться установленными ранее ярлыками.

Тарифы в твердых (золотых) рублях введены 20.V II 1.1923 года, но до 30. IX того же года допускалось использовать марки в дензнаках 1923 года.

Изменился и почтовый тариф для спешной корреспонденции. За ее пересылку стали взимать минимальный почтовый сбор в 90 копеек, а оплату производить почтовыми марками.

В соответствии с новыми тарифами НКПиТ в распоряжении от 6 февраля 1924 года «Об экономии расходования знаков почтовой оплаты» предписывал применять «…знаки достоинством в 50 коп. в комбинации с двумя знаками в 20 коп., для оплаты минимального веса спешных писем…».

Рис. 1

С 1 сентября 1924 года постановлением СНК СССР минимальный почтовый сбор за спешные отправления был снижен до 70 копеек (рис. 1). Этот порядок просуществовал до декабря 1926 года, когда последовало дальнейшее изменение почтовых тарифов.

В декабре 1925 года циркуляром № 24/1006 «О порядке сдачи спешных почтовых отправлений из почтовых вагонов» НКПиТ дал указание при обмене почт с прижелезнодорожными предприятиями на постпакеты и мешки «наклеивать ярлыки ф. № 4 светло-красного цвета».

Ярлыки имели форму квадрата размером 2,5х2,5 см с буквой «В» в центре. В дальнейшем эти отправления снабжались еще и штампом, указывающим на спешность доставки в соответствии с распоряжением НКПиТ от 29 июля 1925 года «Об обязательной наклейке на спешные отправления отличительных ярлыков» и инструкцией.

1926 года для приема и выдачи спешных отправлений, устанавливавшей обязательные ярлыки (форма 76) с надписью «нарочным» (Express) для внутренних и международных спешных отправлений.

Доставка спешной корреспонденции «с нарочным» производилась за дополнительную плату, вносимую отправителем.

Рис. 2

С 21 декабря 1926 года последовало дальнейшее понижение почтовых сборов за пересылку спешной корреспонденции. Теперь минимальная плата за спешную доставку почтовой карточки составляла 60 копеек, а закрытого письма – 68 копеек (рис. 2).

В случае отправки по внутренним авиалиниям почтовый сбор составлял соответственно 73 и 83 копейки. Однако с 15 июля 1928 года оплата за авиадоставку была отменена, а минимальный сбор повышен до 65 копеек за почтовую карточку и 70 копеек за закрытое письмо.

В период 1928 – 1931 гг. советская почта выпустила в обращение марки номиналом 70 копеек для спешной корреспонденции без отличительных надписей или обозначений.

Рис. 3

Это марки второго стандартного выпуска с изображением рабочего (№ 294) и третьего стандартного выпуска (№ 326). 5 мая 1932 года было принято специальное постановление «О развитии воздушной и спешной почты», а 9 мая НКПиТ опубликовал распоряжение № 634 о тарифах на почтовые отправления «авиаэкспресс» и «экспресс», которым с 15 мая корреспонденции «авиа» и «экспресс» объединялись под одним названием «экспресс». Были введены экспресс-тарифы: почтовая карточка-50 копеек, закрытое письмо и бандероль – 80 копеек (рис. 3).

19 мая была выпущена специальная серия марок новой «экспресс» – почты с номиналами 5, 10 и 80 копеек и изображением средств доставки наземной почты – мотоцикла, автомобиля и паровоза.

В это же время в обращение поступили и две марки «авиаэкспресса», посвященные второму международному полярному году. Их номиналы – 50 копеек и 1 рубль соответствовали специальному тарифу для корреспонденции, перевозимой авиарейсом Земля Франца-Иосифа – Архангельск.

К почтовым маркам, номиналы которых соответствуют экспресстарифам, относятся марки № 447 и 448 номиналами 50 и 80 копеек из серии «10 лет гражданской авиации СССР и советской авиапочты» и марка № 495 номиналом в 50 копеек из серии 1935 года «Спасение челюскинцев».

В 1935 году Наркомат связи СССР утвердил почтовые правила, которые, в частности, предписывали, что «на каждом спешном отправлении на адресной стороне, выше адреса, должна быть сделана ясная и отчетливая надпись «спешное», а на посылках и письмах с объявленной ценностью «по авиа».

Эти надписи делались, как от руки, так и при помощи специальных штемпелей различной формы. Большой интерес представляют собой спешные отправления государственных учреждений, оплаченные по расчету, без почтовых марок. Они обычно имеют франкировочные штемпеля с надписью «сбор взыскан».

Спешная корреспонденция просуществовала в нашей стране более 15 лет и была отменена постановлением Совнаркома СССР от 2.11.1938 года.

Взамен ее с 16 февраля 1938 года вновь была введена авиапочта. Почтовые же сборы, установленные за доставку спешной корреспонденции «экспресс», продолжали действовать вплоть до осени 1940 года,

Ю. Рудников. Спешная почта. «Филателия СССР». 1979. №6 (стр. 45 – 47).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.