В сентябре с.г. в Москву ожидался прилет германского дирижабля. В ознаменование этого события Наркомпочтель решил выпустить специальную серию почтовых марок. 10 сентября дирижабль вместе с указанной серией появился на московском горизонте — первый на аэродроме, вторая — на почтамте. Но в то время как дирижабль произвел самое благоприятное впечатление, выпущенная в честь его прилета серия марок этим похвастать отнюдь не может.

Марки, выпущенные к прилету «Цеппелина».

Знал ли Наркомпочтель о предстоящем прилете дирижабля? Конечно, знал. Он не мог не знать о том, что было известно всему миру. Мог ли Наркомпочтель заблаговременно подготовить выпуск марок в ознаменование прилета Цеппелина? Безусловно, мог, тем более, что выпустить две марки с одинаковым рисунком и в ограниченном количестве экземпляров — дело немудреное.

Что же наблюдалось в действительности?

К выпуску марок Наркомпочтель стал готовиться в последнюю минуту, поэтому выполнить оригинальный рисунок для марок уже не было времени. Чтобы выйти из затруднения — ухватились за первый попавшийся плакат, нарисованный каким-то незадачливым художником на совсем другую тему, а именно «пятилетка в четыре года». Но так как заимствование производилось наспех, то марочные рисунки получились еще хуже, чем плакат! На марках изображен рабочий с широко расставленными подкосившимися ногами и раскрытым как бы кричащим ртом, держащий в руках цифру «4» и убегающий от доменных печей и каких-то пигмеев, преследующих его под руководством некоего черного призрака с толстой папкой не то входящих, не то исходящих в руках, в свою очередь преследуемого трактором с покачнувшимся мотористом. У головы рабочего нарисована большая пятерка, а под ней буква «в», что и должно повидимому означать пятилетку в четыре года. Под ноги рабочего три крохотных фигурки торопятся бросить бревно, чтобы рабочий споткнулся и упал.

Плакат, с которого взят рисунок для марок «Цеппелина».

Несмотря на то, что плакат взят за основу рисунка мирок, в нем очень много изменений*. На плакате написано: «Даешь 5-летку в 4 года» и «Вперед полным ходом выполним 5-летку в 4 года», а на марках только «5 в 4 года». На плакате справа элеватор, на марках какое то здание и т.д. Вся коммеморативность марок заключается в наспех дорисованном германском дирижабле, причем по технической безграмотности он оказался и ниже доменных печей, и ниже убегающего рабочего. Поэтому он кажется не летящим, a насильно втиснутым в совершенно немыслимую для полета обстановку. В целом рисунок марок можно понять так: испуганный рабочий, завидев германский дирижабль, неестественно подвешенный возле доменных печей, схватил самое ценное для него на данном этапе — пятилетку в четыре года — и с криком ужаса убегает. Какие-то загадочные маленькие люди стараются догнать его и объяснить, что бояться здесь нечего: просто это дирижабль дружественной страны, помещенный Наркомпочтелем за недостатком жилой площади на плохо исполненный плакат, хотя и бесталанно трактующий о пятилетке в четыре года, но зато исполненный самых лучших намерений (последние па плакате не вышли).

Стоило ли подобным образом отмечать прилет дирижабля? Едва ли. Если уж не было иного выхода, как использовать для марок первый попавшийся плакат, надо было не только дорисовать дирижабль, но и представить его в более естественных условиях, а также поместить соответствующие надписи. Особенно же недопустимо изображение рабочего в уродливой позе спиной к дирижаблю. Получилось так, что рабочий класс СССР не только не приветствует дирижабля, но испуганно удирает от него во все лопатки. Мы уверены, что совсем не то хотел изобразить Наркомпочтель, но так у него объективно получилось. Между тем таких «объективностей» следует безусловно избегать, иначе они основательно смахивают на политику наименьшего сопротивления, чтобы не сказать больше.

Плох не только рисунок марок, но и шрифтовая часть. Посмотрите на эти раскаряченные «Ч» и «А» рядом с узкими «О» в верхней строке и вы поймете, что буквы рисовались беспомощно. А может быть, буквы раскарячены нарочно, чтобы создать гармонию с аналогично расставленными ногами рабочего и преследующего его черного призрака?

Марки отпечатаны на бумаге для дензнаков, притом очень хорошей заграничной краской: 40 коп. — синей и «80 коп. — карминовой. Жаль и бумаги, и краски.

Серия имеет две зубцовки: 10¾ и 12½. Известны и беззубцовые марки, выпущенные с «неизвестной» целью в неизвестном количестве экземпляров.

А все же, когда мы научимся выпускать хорошие марки?

Валерон Д. Б. Отмечая прилёт дирижабля, не надо пугать рабочих. «Советский коллекционер». 1930. № 10 (стр. 233 – 235).


* Этот плакат выпущен «Гострудиздатом» в количестве 25 000 экз. в четыре краски (темно-синяя, красная, желтая и коричневая). Литография Центроиздата в Москве. Размер плаката 85х59 см. Подпись художника — В. Кост. Из сопоставления плаката и марок видно, что в рисунок внесено немало изменений. Стоило ли после этого брать столь неудачный плакат за основу, если его все равно приходилось изменять и дополнять?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.