Среди наших почтовых миниатюр, посвященных освоению Севера, есть марка рублевого номинала, выполненная художником И. Дубасовым. На ней вокруг карты арктического бассейна расположено 15 портретов экипажа ледокола «Георгий Седов». На карте обозначены дрейф корабля и даты: «23-X-1937 – 13-1-1940». В каталоге (ГФК, 1954), к сожалению, не указывается, кто изображен на марке № 774.

В 1937 году научная экспедиция на «Г. Седова» вела исследования в районе Новосибирских островов. Работа уже завершалась когда «Г. Седова» послали на помощь судам ленского каравана, застрявшего во льдах моря Лаптевых. В этой операции принимали участие ледокольные пароходы «Георгий Седов», «Садко» и «Малыгин». Однако из-за ранней зимы и они оказались в ледовой «ловушке».

На борту этих судов тогда находились 217 человек. К концу февраля 1938 года летчики Г. К. Орлов, Герои Советского Союза А. Д. Алексеев и П. Г. Головин большую часть зимовщиков переправили самолетами на материк. Оставшиеся тридцать три человека, по одиннадцати на каждом корабле, продолжали дрейф, обеспечивая безопасность кораблей.

Летом 1938 года к судам был направлен ледокол «Ермак», который после тяжелой борьбы вывел из ледового плена «Садко» и «Малыгина». Ледокольный пароход «Г. Седов» пришлось оставить во льдах. У него было сильно повреждено рулевое устройство. Тогда приняли решение превратить его о научную дрейфующую станцию, хотя для выполнения этих работ он подготовлен не был. Из экипажа «Г. Седова» на судне оставалось восемь человек, шестеро перешли с ледокола «Ермак» и пятнадцатым с борта «Садко» прибыл гидрограф В. X. Буйницкий.

С 29 августа 1938 года «Георгий Седов» остался один среди бесконечные льдов. «Много сил и труда положили седовцы, – писал впоследствии капитан судна Константин Сергеевич Бадигин, – отстаивая свой корабль от сокрушительных сжатий, а их было за время дрейфа 153. На всю жизнь мне запомнились эти дни: тяжелые льды ломаются и торосятся вокруг корабля, угрожая раздавить его. В этом кромешном аду суетятся люди с запальными шнурами, взрывая огромные, наиболее опасные торосы. На палубе готовятся выгружать аварийные запасы. Стальной корпус корабля бьет лихорадка. Корабль скрипит и стонет в мощных ледовых объятиях.

Положение «Георгия Седова» с каждым днем становилось все тяжелее и тяжелее. Однажды льды накренили судно и вода хлынула в машинное отделение. Корабль был спасен только героизмом машинной команды».

13 января 1940 года мощный ледокол пробился к «Георгию Седову» и северо-западнее Шпицбергена вывел его из ледяных торосов. За двадцать семь месяцев «Г. Седов» продрейфовал со льдами через весь, арктический бассейн 3300 миль. Пятнадцать отважных полярников постоянно, в течение 812 дней, вели научные наблюдения.

За героизм, самоотверженность и мужество все 15 членов экипажа Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 года были удостоены звания Героя Советского Союза.

Кто же эти герои с ледокольного парохода «Георгий Седов», чьи портреты изображены на почтовой марке №774?

В первом верхнем ряду (слева направо): Гетман Иван Иванович, кочегар I класса, комсомолец; Соболевский Александр Петрович, врач; Буйницкий Виктор Харлампиевич, студент V курса Гидрографического института, комсомолец; Полянский Александр Александрович, старший радист.

Во втором ряду: Мегер Павел Васильевич – повар, комсомолец; Бекасов Николай Михайлович – радист, комсомолец.

В третьем ряду: Бадигин Константин Сергеевич, капитан «Г. Седова», комсомолец и Трофимов Дмитрий Григорьевич – старший механик и помполит корабля, коммунист.

В четвертом ряду: Ефремов Андрей Георгиевич – старший помощник капитана; Буторин Дмитрий Прокофьевич – боцман; Токарев Сергеи Дмитриевич – второй механик; Алферов Всеволод Степанович, третий механик; Нелзвецкий Иосиф Маркович, машинист I класса, комсомолец; Шарыпов Николай Сергеевич, машинист 1 класса, комсомолец; Гаманков Ефрем Иванович матрос 1 класса.

Многих может заинтересовать: как же сложилась судьба седовцев? Член Полярной комиссии Московского филиала Географического Общества СССР Е. Сузюмов рассказывал: «Они не расстелись с Арктикой и продолжали нести полярные вахты на кораблях, в арктических портах и на полярных станциях. Когда грянула вторая мировая война, большинство седовцев ушло на фронт. Не все из них вернулись домой с полей сражений. Смертью храбрых пали в боях неутомимый разведчик, бывший повар «Г. Седова» Павел Мегер, штурман Андрей Ефремов, без вести пропал кочегар Иван Гетман. Машинист Иосиф Недзвецкий сражался с гитлеровцами в рядах Войска Польского, окончил войну полковником, а после войны снова вернулся в родную Арктику. Жизнь его трагически оборвалась пять лет назад при исполнении служебного долга.

До 25-летнего юбилея дожили только шестеро седовцев. Константин Бадигин плавает капитаном на океанских судах рыбопромыслового флота и занимается литературным трудом. Бывший гидрограф «Г. Седова» Виктор Буйницкий стал известным ученым, доктором географических наук, профессором. Длительное время он декан географического факультета Ленинградского Государственного университета имени А. А. Жданова. Бывший судовой механик Сергей Токарев живет в Москве, работает инженером к Министерстве Морского флота бывший машинист Николай Шарыпов трудится в одной из организаций «Мосстроя», а врач Александр Соболевский и радист Николай Бекасов сейчас на пенсии и живут в Ленинграде.

Подвиг пятнадцати Героев Советского Союза – участников дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов» – отмечен в 1940 году специальной маркой. Из-за малых размеров на ней, к сожалению, невозможно было поместить их имена. Видимо, в новом каталоге нужно дополнить описание марки № 774 именами героев легендарного дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов», чтобы знали о них филателисты.

И. Сачков. 15 героев Арктики. «Филателия СССР». 1968. № 8 (стр. 21).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.